От первой встречи зависит очень многое. Удастся ли учителю-христианину от своего сердца протянуть к сердцам детей живые ниточки и по этой связи передать самое дорогое – любовь к Богу? Как не разочаровать детей с первой беседы, чтобы христианский предмет не показался чужим и скучным? Какую выбрать тему, чтобы в ней дети ощутили, как пробуждается в них способность душой приближаться к Богу и радоваться этому приближению?

Тематическая последовательность уроков примерно одинакова во всех дореволюционных учебниках «Закона Божия». Она представляет собой упрощенный выборочный пересказ Библии. И соответственно, чаще всего одна из первых тем в них «Шестидневное творение мира Богом», Но, полагаю, что до этого надо поработать с детьми таким образом, чтобы слово – Бог – наполнилось для них особым светом, чтобы на звучание этого слова душа отзывалась приливом тепла.

Урок-беседа

Есть невидимое.

Бог – Дух Невидимый.

Катехизатор. Мы с вами живем в материальном вещественном мире. Все, что есть вокруг нас, мы можем увидеть глазами, услышать слухом, потрогать и ощутить рукой, почуять запах. Все окружающее имеет размер, какой-то внешний вид, все из чего-то, из какого-то вещества. Только вы проснулись – вот одеяло, подушка, ваша одежда, все это вы видите глазами, можете пощупать рукой, эти предметы вещественны (они из ткани), вы видите их форму, размер (большие они или маленькие).

 Вы завтракаете. (Сказать о материальности посуды, продуктов). Вышли на улицу (о материальности домов, машин, деревьев, людей). Существует то, что мы сами не видели, не трогали, но из опыта других людей нам понятно, что это материально (то, что встречаем в подводных мирах, микромир, видимый в микроскоп, космические тела). Материальны вода, огонь, воздух (его частицы видны в микроскоп).

Вопрос. А существует ли что-то такое, что не увидишь, до чего не дотронешься, что не услышишь, у чего нет размера (что не может быть маленьким, большим или средним), у чего нет формы, нет очертаний, нет внешнего вида; но это все-таки есть?

Предположения детей.

Катехизатор. А давайте посмотрим опыт.

Опыт. К стояку батареи или к оконной раме привязываю толстую яркую нитку, на конце которой большая металлическая булавка, подвожу к булавке сильный магнит, нитка напрягается в горизонтальном положении, между магнитом и булавкой зазор, пустота. «Что держит булавку и натягивает нитку?» Дети отвечают: «Магнит». «Как магнит держит, прямо железка подпирает булавку?»

 Дети: «Нет, между магнитом и булавкой есть расстояние, держит магнитная сила». «Глазами видите эту силу?» «Нет!» Попробуйте пощупать рукой. Дети обычно выстраиваются в очередь, чтобы осторожно, затаив дыхание, провести рукой в просвете между горизонтально лежащей на воздухе булавкой и магнитом.

 Ощущается?

- Нет!

- Имеет ли эта сила форму, внешний вид?

- Нет!

- Она из чего-то, из вещества?

- Нет!

- Но она существует? Она есть?

- Да, есть.

Катехизатор. А вы умеете отличать то, что вы думаете и чувствуете от того, что вы делаете и говорите? Вот я отворила дверь, прошла к столу, стала раскладывать то, что необходимо для урока. Это я..? (дети: «Сделала»), я поздоровалась. Это я..? (дети: «Сказала»). Я смотрела как вы на перемене шумите, а в голове у меня было: «Сколько интересного и трудного я для вас приготовила, сумею ли я все это передать, сможете ли вы все это воспринять»… «Это я..?» (дети: «Думала»). И вот сейчас, когда я вижу, что вы ничего не пропускаете, в глазах ваших мысль и внимание, мне очень радостно, что мне и вам вместе интересно одно и тоже, что у нас есть взаимопонимание, и мне от этого в душе хорошо и радостно. Это я..? (дети: «Это вы чувствуете»).

Катехизатор продолжает. У каждого из нас есть мысли и чувства.

Вопрос. Как думаете: мысли – это мозг или мысли – это в мозгу (мысли – это что-то невидимое в мозгу)?

Дети догадываются, что правильно «мысли в мозгу».

Катехизатор подтверждает, что мозг и мысли – это как радиоприемник и радиоволны. Мозг у человека в голове, а мысли в него приходят и уходят.

Вопросы. А любовь – это наше сердце или любовь в сердце?

                В каком месте любовь, радость? (где-то здесь, в груди).

                А если хирург сделает операцию, то увидит ли он, найдет ли в груди человека любовь, радость? А можно ли потрогать любовь или радость, можно ли сказать, какой они формы, размера, внешнего вида? Состоят ли они из какого-то вещества?

Катехизатор, соглашаясь с ответами детей, добавляет: «Так, значит, кроме тела из мяса и костей, есть в каждом из нас невидимый человек, внутренний человек, этого нашего внутреннего человека мы называем наша душа».

Катехизатор. А кто же есть настоящий «я», про свое  тело или про свою душу

 каждый из нас говорит «я»?

Учитель приводит детей к мысли, что подлинный, настоящий человек – человек внутренний, невидимая душа, наши мысли и чувства, тело же - только носитель, жилище для души, и добавляет, что после смерти душа выйдет из тела и посмотрит на него как на сброшенную одежду. Затем тело сгниет в могиле, но человек (его душа) останется, продолжит жизнь в невидимом мире.

Катехизатор подготавливает к новому смысловому блоку, делает логический переход.

 Так значит, чтобы быть личностью, не обязательно иметь голову, руки и ноги.

А теперь самое важное! Бог – не Дедушка на троне в облаках, а невидимый, невещественный, бестелесный Дух. Дух – это не воздух, Дух – значит – Любовь, Радость, Разум. Бог – Разум такой сильный, что Он придумал весь мир, все-все, что только есть, продумал устройство мир и связал все его большие части и маленькие частицы.

 Бог – самая сильная Любовь, такая сильная, то чувства любви, какие имеют все живущие, рождены от этой самой большой Любви, как лучики от солнца. Бог – Любовь настолько всесильная, что одним своим хотением вызвал из ничего к бытию все и все бережет (если будет умирать дорогой нам человек и негде взять лекарств, то как бы мы сильно не любили, одним усилием любви мы из ничего лекарства не сделаем), а Бог – Любовь делает из ничего.

Вопрос. А что означают слова невидимый, невещественный, бестелесный?

Дети, вслушиваясь в смысл слов, говорят, что Бога нельзя увидеть, Он не из вещества, не имеет тела. (учитель может добавить, что если бы Бог имел тело из вещества, состав, то был бы тот, кто Его составил, Он бы и был Богом, но Бог не из чего, Он не сложен, абсолютно прост, потому что Он изначален, творит всех, а Его никто не творит).

Иногда этот смысловой момент об изначальности Бога может быть дан иначе.

Дети спрашивают: «Кто создал Бога?», а, если не спрашивают, то учитель говорит, как его спрашивали другие дети и отвечает: «Бог был всегда, как бы далеко в прошлое мы не попытались бы заглянуть, до какого давнего момента мы не пробовали бы дотянуться, Бог тогда был, и не было такого момента, чтобы Бога не было. Даже спрашивать: «Когда появился Бог?» - неправильно, потому что Бог не в течении времени, а Бог сотворил время. Он есть тогда, когда и времени не было, хотя представить нам это почти невозможно». И еще: если бы Бога кто-то сотворил, то Богом бы и был тот, сотворивший…

- А про того, что мы спросили бы? – А его кто сотворил?

Итак, заглядывая назад и назад, можно спрашивать до бесконечности… . Наконец, нам захочется найти самое первое начало, самую главную причину, Того от Кого все, но Кто Сам никогда никем не сотворен, никогда не начинается, а существует всегда. А это и есть Бог.

Катехизатор предлагает новую мысль о вездесущии Бога. Приводит пример.

 Вот что я еще вам расскажу. Представьте большой завод. Пришли утром рабочие на работу и говорят: «Что-то не выспались мы, домой хочется. Станки здесь автоматические, сами поработают, без нас». Включили станки и пошли домой.

 Что же произойдет? (дети отвечают, что вся техника без присмотра человека поломается и остановится). На следующий день все работники опять захотели домой, но на этот раз решили оставить одного человека, Ивана Ивановича, чтобы присматривал за машинами. А теперь как дело пойдет? (дети говорят, что один человек не управится бегать от машины к машине, в одном месте что-то отключится, в другом – поломается.) Наконец, этот человек воскликнет: «Я не успеваю! Не могу же я быть везде сразу одновременно!»

Вопрос: А Богу много ли надо успеть?

Дети вспоминают о миллионах зернышек, птенцов, мальков, в которых формируется жизнь, о живом строении нас самих и всего вокруг, и это все Бог держит в единстве и слаженной жизни.

Катехизатор: А знаете, почему Бог успевает везде? Потому что Он сразу везде находится, а везде находиться Он может потому, что Он – Любовь. Поясню вам на примере. Вот я говорю с вами о Боге и люблю вас, и Машу, и Витю, и Мишу, и Таню, но я люблю и своих детей, которые сейчас дома, и своих друзей, которые сейчас в других городах. Как же мне удается сразу любить и тех, и других, кто друг от друга далеко? Что же моя любовь разделяется на кусочки, на частицы, или моя любовь перелетает от одного к другому? Нет! Любовь не может разделяться, ведь она ни из чего не состоит, и перелетать ей не надо, она может быть вся одновременно со всеми любимыми, где бы кто не находился. Даже наша человеческая любовь способна на такие чудеса! Бог же - Любовь самая великая…

 

Урок-беседа

Бог есть.

И весь мир им сотворен.

 

Учитель говорит: Люди, как вам известно, бывают верующие и неверующие. Верующие убеждены, что весь мир сотворил Бог. Неверующие говорят, что весь мир составился случайно, сам собой. Давайте порассуждаем об этом. Вот я принесла вам в коробке кубики. Кто из вас может здесь, на моем столе, построить башенку?

Желают обычно все, тянет руки весь класс. Двое, трое учащихся по очереди выходят и выстраивают на столе свои башенки. Учитель при этом привлекает внимание остальных детей к тому, что Ксюше надо умело направить свою руку с кубиком, чтобы постройка не упала, нижние кубики надо и недалеко, и не близко друг от друга положить, верхние этажи поровнее установить. Когда башенка сложена, учитель спрашивает у Ксюши о том, видела ли она в уме, представляла ли заранее то, что хочет построить. Девочка подтверждает, что знала заранее, какую башенку собирается строить.

 

Учитель обращается к классу: А вы представляете свои башенки?

После утвердительной реакции учитель добавляет: «Тогда дома нарисуйте их в своих альбомах.»  (Вести такие альбомы следует потому, что дети еще не умеющие писать, рисунками фиксируют в них основные мысли урока. В дальнейшем эти рисунки становятся зрительными опорами, по ним дети легко вспоминают пройденное).

Учитель продолжает: А теперь представьте, что я случайно задела коробку, и кубики из нее высыпались. Могут ли они случайно, сами собой сложиться в башенку?

Дети высказывают свои предположения, наблюдают, как учитель опрокидывает коробку, и кубики хаотично рассыпаются.

 

Учитель: На уроках труда вам приходилось изготавливать довольно сложные поделки. Одни склеивали маленькую модель самолета, другие работали над моделями корабля, дворца, храма. Да, это уже тонкая, хрупкая работа. Надо приноровиться, чтобы каждую детальку прикрепить именно на свое место, чтобы с ней соединялась вторая и третья детали, а с теми – четвертая и пятая. Один раз ошибешься, и все скособочится, развалится, нарушатся все связи.

А может ли эта модель собраться сама собой, могут ли сами собой детали присоединиться друг к другу? Может ли клей капнуть на нужное место?

 

Дети горячо принимают участие в обсуждении, этого вопроса. Проговаривая свои мысли, они углубляются в понимание того, что сложность невозможна без сложившего, без творца, без его рассчитывающего ума и умелых рук. Выразить эту мысль им удается пока с трудом, поэтому семилетние мыслители заменяют недостающие слова жестами, интонацией.

 

Учитель: У А.И. Солженицына есть коротенький, но мудрый рассказ. Он называется «Утенок». Послушайте его:

«Маленький, желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек,  бегает  по двору и пищит: «Где моя мама? Где мои все?» А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их и высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чем душа держится. Не весит нисколько, глазки –  как  бусинки, ножки воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А между тем –  тепленький. И клювик его бледнорозовый как наманикюренный,  уже разлапист. И лапки уже перепончатые,  и  желт  в  свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже  от  братьев  отличился характером. А мы? – Мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если дружно возьмемся, - за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! – Ни-ког-да, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и если даже перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого желтенького-желтенького утенка».

 

Дети глубже вникнут в суть рассказа, если вместе  с  автором удивятся утенку, маленькому живому существу и  Божьему  творению.  Поэтому, закончив чтение, учитель спрашивает: «А удалось  ли вам запомнить из рассказа такие  слова,  которыми  автор,  как будто красками, рисует живого настоящего утенка?» Дети вспоминают: «Невесомый желтенький-желтенький утенок, глазки – как бусинки, ножки воробьиные, клювик бледно-розовый  как  наманикюренный,  лапки уже перепончатые, крылья пушистые уже выпирают. Развивается речь детей,  они начинают чувствовать изобразительную силу и точность слова. При этом они начинают сосредотачиваться на размышлениях об утенке, на его зрительном образе. И в этот момент учитель показывает классу красочную фотографию или рисунок утенка и развивает рассуждения, которыми выводит детей на новый уровень понимания.

Учитель говорит: А почему утенок тепленький? Это потому, что внутри его тельца есть множество кровеносных сосудов, все сосуды соединены друг с другом не как попало, а по порядку, каждый сосудик на своем месте. Есть у утенка сердце, печень, легкие, почки, другие органы –  все они устроены сложно и совершенно и соединены между  собой.

 У утенка есть скелет, в котором много косточек, одну косточку сделать очень трудно (ни вы, ни я этого не сумели бы), а  в  скелете утенка все косточки разные, у каждой свое  назначение,  свое устройство и свое место в соединении с другими косточками.

 

Учитель: Ребята, а что устроено сложнее, что труднее сделать живого утенка или модельку самолета?

Класс заинтересованно отзывается на вопрос, дети говорят, что утенок устроен сложнее, модельку может склеить ученик на уроке труда, а утенка, живого

настоящего утенка, не смогут составить, смонтировать все ученые мира, даже если соберутся вместе и включат все свои проборы и машины.

 

Учитель: Так если бумажная или пластмассовая моделька сама по себе не сложится, сама собой не составится, нужен человек,  который ее будет делать; может ли сам собой появиться,  составиться утенок? Вы правы, не может, есть Тот, Кто продумал, устроил,  оживил утенка и поддерживает его жизнь, Тот, Кто во много раз мудрее, искуснее, могущественнее всех людей. Так кто же сотворил утенка?

 

Всегда, в любом классе, большинство детей  отзывается: «Его создал Бог».

Иногда на вопрос: «Кто сотворил утенка?» некоторые из младших учеников отвечают: «Утка. Она снесла яйцо, а утенок вылупился из яйца».

Руководствуясь принципом явить реальность веры в своей жизни, и в своих взглядах, не принуждая ребенка копировать их, учитель в этом случае может продолжить следующим образом.

 

Учитель: Верно, Маша, утенок вылупился из яйца. А ты видела  когда-нибудь разбитое сырое яйцо? Что в нем есть? Клейкий прозрачный  белок и круглый желток. Утка греет яйцо. И вот в течение  нескольких недель медленно внутри яйца из этого желтка и белка  лепится, составляется утенок, образуются, встают на  свои  места,  сцепляются друг с другом органы, сосуды, косточки, перышки. И все это не как попало, не в нескладную, бесформенную кучу собирается, а в удивительно устроенного утенка. Я думаю, это само собой происходить не может, есть Кто-то невидимый, Кто внутри яйца из желтка  и строит организм утенка. И это Бог. А вы, ребята, как считаете?

Учитель: А ведь не только утенка Бог сотворил очень сложно, красиво и удивительно.

Вот, например, яблочное семечко, все вы ели яблоки, видели в серединке эти коричневые семечки. Мы выбрасываем огрызок, не обращая на семечки никакого внимания. А ведь в каждом семечке спрятана яблоня с глубокими корнями-насосами, стволом, гибкими ветвями, листьями, бело-розовыми цветами, румяными яблоками, в которых будет очень много новых семечек, а в них будут спрятаны новые яблони. Не чувствуете ли вы, что семечко – это настоящее чудо. Может ли то, что происходит внутри яблоневого семечка, делаться само по себе? Чудо – зеленая шелковистая травинка, ведь в ней из соков земли образуется, строится живое вещество. Если бы люди построили много лабораторий и фабрик, то они все вместе не смогли бы получить такое вещество, так как вы думаете, может ли оно в травинке получаться само собой, или же Бог невидимо образует его, и этим веществом разрастается тело травинки?

Чудо –  снежинка, ведь ее узор так строг и точен, как не начертит лучший чертежник . . .– Ребята, многие люди не обращают на все это внимания, подумаешь, травинка и травинка, снежинка и снежинка, утенок и утенок. А как интереснее жить, всматриваясь в сложность, красоту всего того, что есть вокруг нас, удивляясь тому, как Бог это устроил или не смотреть на все это, думать только о своих делах?

А вы сами можете назвать что-либо такое, к чему вы привыкли,  часто видели, но что устроено так удивительно, так совершенно, продуманно и красиво, что приходит мысль: это не могло возникнуть само по себе, это сотворил Бог?         

 

Почти все дети стремятся ответить на этот вопрос, вновь и вновь поднимая руки, находят новые и новые примеры. И вновь не достает слов, потому что ощущение Бога в том, что Он сотворил –  это радость, которую не расскажешь. Но это один из самых прекрасных моментов общения с детьми. Потому что они понимают друг друга в попытке выразить невыразимое, класс охватывает светлый подъем, радостное ощущение взаимопонимания и единства.

 

Уместны иллюстрации, фотографии.

 

И вновь перед учителем задача – помочь подняться еще на более высокий уровень понимания.

 

Учитель:  А теперь давайте подумаем вот о чем: еще более чудесно, что из этих маленьких чудес составляются большие чудеса, также соразмеренные, взаимосвязанные, продуманные, красивые.

 

 

 

 

Представьте, зеленый луг, шелковистая сочная трава. Утром на ней разноцветными огоньками блестят росинки, в полдень над лугом жужжат шмели, пчелы, там пахнет медом, так много света и тепла. Луг – это большое сложное устройство. Земляравинки, цветы, пчелы, кузнечики, шмели соединены друг с другом, не могут друг без друга жить. Луг – это  большое живое целое. И если мы восхищаемся мудростью и могуществом Бога, потому что Он создал одну травинку, то как же увеличивается наша радость, когда мы задумываемся о целом луге, ведь каждая пчела, каждый цветок, каждый кузнечик, сама почва, воздух  устроены удивительно, и сколько же их, какое удивительное между ними соединение!

 

 

А море? Сколько в нем водорослей,  кораллов,  ракушек, рыб, медуз. Как красочен, таинственен подводный мир! И  каждая  рыбка, каждая водоросль устроена так продуманно, так сложно и тщательно, что с новой радостью и удивлением чувствуешь великий разум и искусство их Создателя! Но ведь все богатство и  разнообразие моря составлено, связано в целое единство, нам не  измерить сложность устроения моря и не измерить могущество и мудрость Бога Творца.

 

Учитель обращается к классу: А кто хочет порассуждать о реке, о лесе, о болоте, о степи? Кто из вас был в лесу, на реке? Можете ли вы помочь остальным ребятам взглянуть на это по-новому, радостно удивляясь?

 

И вновь почти каждому ребенку хочется поделиться своим небольшим, но ясным, незамутненным жизненным опытом. Стараются рассказать о всех обстоятельствах, при которых они оказались в  том или ином месте, подробно изобразить, какими были лес, река. Живое ощущение Бога в Его творениях вновь передается от одного юного сердца к другому.

Время урока не позволяет выслушать всех, и опять можно предложить дома нарисовать  в  альбоме то,   что хотелось рассказать.

Учитель:     А ведь   все леса,   поля, степи,   луга,   болота, реки, озера,   моря и океаны соединены,   связаны между собой.   Наша планета  Земля  – великое  и  прекрасное Божье  чудо.   Но  это     для     нас она велика,   а для Бога она не  больше макового  зернышка.   Ведь   в космосе Бог  сотворил бесчисленное множество  звезд и планет.

 

С первоклассниками очень  интересно беседовать  о том, кто и как   видел небо,   точнее,   учителю и  детям хорошо научаться  друг у друга  видеть  небо, думать  о необъятности и движении  звездных миров.   Блестят  глаза  детей, когда они говорят,   как  за самыми крупными и яркими звездами видны те, что дальше от нас, а потом, если долго всматриваться, открываются взору едва заметные звездочки

 в самой дальней дали, в глубине неба, куда так трудно дотянуться мыслью. Семилетние люди распахивают свои сердца навстречу необъятной вселенной, слышат стройный, величественный звездный хор, понимают, что он не может звучать без своего Устроителя – Бога.  

Теперь, на последующих занятиях, надо перейти к мысли,  что  Бог  – невидимый,     невещественный, бестелесный Дух,  что Он  находится     одновременно     во  всех местах этого  огромного, невместимого нашим разумом  мира, – чтобы соединять этот мир, управлять им, приводить его в согласную жизнь и движение.

Работающему с сайтом.

 

В приведенном выше уроке внимание детей сосредотачивалось на разных предметах(сначала сделанных человеком (ключ, рука, парта)), потом переключалось к предметам живой природы. И  слушатели восходят от чувствования человека – творца в рукотворных вещах к чувствованию Бога-Творца.

Много лет эта беседа была у меня самой первой. С нее я начинала работу с любой новой аудиторией. В решающий, переломный момент, когда от человеческих творений перехожу к утенку, помогаю понять его сложность, то, что эта сложность не могла возникнуть стихийно без плана на вопрос: «Кто же продумал, составил утенка?». Дети, большинство которых из неверующих семей, дружно отзываются «Бог».

Но вот, однажды, придя в новый класс, и проводя эту беседу, я намеренно не произносила в начале слов: «Верующие люди убеждены, что весь мир сотворил Бог, неверующие говорят, что мир составился случайно, сам собой». И на этом уроке, когда дошло дело до утенка, ответа «Бог» не последовало, дети, только что представлявшие творцов-людей у рукотворных вещей, ищут телесного творца и для утенка, не находят и упираются в предположение «природа». Значит ответ «Бог» не был действительно личным приобретением, а в большей степени отгадыванием мнения учителя.

И тогда я решила попробовать поставить на первое место урок-беседу о том, что «Бог - невидимый Разум, невидимая Любовь, Дух, при этом Он – не что-то абстрактное, а наш Небесный Отец».

Здесь эта беседа поставлена первой.

Учителю же, пользующемуся этим пособием, автор советует ознакомиться с двумя названными уроками и самому решить, какой давать первым.

 

Эти уроки не только о Боге и Его творениях, но и о нас с вами. Ценно не только повести детей по цепочке Божьих творений, сложность которых все возрастает. Надо обращать внимание детей не только на творения, но на то, что происходит в их душе, задавая вопросы: «Ты чувствуешь в этой продуманности, в этой красоте Кого-то живого? Радостно Его чувствовать, душа теплеет? А теперь, когда смотрим не на одну травинку, а на целую поляну, растет ли удивление Тем, Кто все это продумал и устроил? А наша радость растет?»

Надо показать и беду людей, лишенных этой радости. Разговор о зле еще предстоит, но уже предварительно намечается эта проблема, уже пусть

 на одном примере видно, как люди по своей воле, закрыв сердце, не желая впустить Бога в дом своей души, сами лишают себя радости и счастья.

Также по принципу предварительного обучения можно упредить разговор о смысле жизни, сказав, что Бог – Любовь и Его цель, как Любовь, приходить в душу человека и озарять ее радостью, а цель жизни человека радоватьсясоединению с Богом, Его присутствию в себе. Эта мысль очень уместна наданном уроке, ведь многие из детей только что пережили радование о Боге,открывшемся в творениях.

Урок-беседа

О зле и страдании в нашем мире.

Цель: Осознание зла в жизни, пробуждение внутреннего протеста, позиции неприятия зла.

Катехизатор. Давайте вспомним, что в предыдущих наших беседах вы открыли для себя такого, что вас удивило, наполнило вашу душу радостью, о чем вам хорошо думать.

Дети вспоминают и о том, что Бог - не Дедушка, а самая сильная Любовь, самый добрый Разум, что Он никем не сотворен, что Он везде сразу. Что, всматриваясь в Его творения, мы душой касаемся Его и чем больше связей и сложностей замечаем мы в творении, тем более заполняется наша душа удивлением и ощущает свое приближение к Богу.

Катехизатор. Но если Бог - самая-самая большая Доброта, и при этом самая сильная Сила, если Он все может и Он везде, и нет уголка, где Его не было бы,то тогда чего не должно бы быть?

Дети, вспоминая окончание предыдущего урока, заканчивают мысль. В таком случае не должно быть ничего плохого, не должно быть никакого зла и никакого страдания.

Так могут быть достигнуты одновременно разные цели.

Повторение (дети вспоминают самое основное из предыдущих бесед). Обновленное размышлениео Боге возвращает светлое возвышенное настроение предыдущих бесед. И, наконец, ставится проблема, подводящая к теме этой беседы.

Вопрос. А зло есть в нашей жизни?

              Какое именно бывает зло?

Катехизатор. Вот несколько примеров, послушайте. Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот спускается девочка с больными ногами. Сзади идут еще девочки и торопят ее:  «Ну, коряга, давай, иди скорее!»

Вот вжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показываютна него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!».

 

Катехизатор с краткими комментариями – пояснениями читает

 стихотворение Э. Асадова «Яшка»:

Учебно-егерский пункт  в Мытищах,

В еловой роще, не виден глазу.

И все же долго его не ищут.

Едва лишь спросишь – покажут сразу.

 

Еще бы! Ведь там не тихие пташки,

Тут место веселое, даже слишком.

Здесь травят собак на косматого мишку

И на лису – глазастого Яшку.

Их кормят и держат отнюдь не зря,

На них тренируют охотничьих псов,

Они, как здесь острят егеря,

«Учебные шкуры» для их зубов!

Ночь для Яшки всего дороже:

В сарае тихо, покой и жизнь …

Он может вздремнуть, подкрепиться может,

Он знает, что ночью не потревожат,

А солнце встанет – тогда держись!

Егерь лапищей Яшку сгребет

И вынесет на заре из сарая,

Туда, где толпа возбужденно ждет

И рвутся собаки, визжа и лая.

Брошенный в нору, Яшка сжимается.

Слыша, как рядом, у двух ракит,

Лайки, рыча, на медведя кидаются,

А он, сопя, от них отбивается

И только цепью своей гремит.

И все же, все же ему, косолапому,

Полегче. Ведь – силища… Отмахнется…

Яшка в глину уперся лапами

И  весь подобрался: сейчас начнется.

И впрямь: уж галдят, окружая нору,

Мужчины и дамы в плащях и шляпах,

Дети при мамах, дети при папах,

А с ними, лисий учуя запах,

Фоксы и таксы – рычащей сворой.

Лихие «охотники» и «охотницы»,

Ружья-то в руках не державшие даже,

О песьем дипломе сейчас заботятся,

Орут и азартно зонтами машут.

Интеллигентные вроде люди!

Ну где же облик ваш человечий?

– Поставят «четверку», – слышатся речи, –

Если пес лесу покалечит.

                          А если задушит, «пятерка» будет!

Двадцать собак и хозяев двадцать

Рвутся в азарте и дышат тяжко.

И все они, все они – двадцать и двадцать

                          На одного небольшого Яшку!

Одна за другой вползают собаки,

Одна за другой, одна за другой…

И Яшка катается с ними в драке,

Израненный, вновь встречает атаки

И бьется отчаянно, как герой!

А сверху, через стеклянную крышу, –

Десятки пылающих лиц и глаз,

Как в Древнем Риме, страстями дышат:

                          Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!

Егерь Яшкину шею потрогал,

Смыл кровь… – Вроде дышит… – Еще молодец!

Предшественник твой протянул немного.

Ты дольше послужишь, Живуч, стервец!

День помутневший в овраг сползает,

Небо зажглось светляками ночными,

Они надо всеми равно сияют,

Над добрыми душами и над злыми…

Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,

Где в старом сарае, при егерском доме,

Маленький Яшка спит в соломе,

Весь в шрамах от носа и до хвоста.

Ночь для Яшки всего дороже:

Он может двигаться, есть, дремать,

Он знает, что ночью не потревожат,

А утро придет, не прийти не может,

Но лучше про утро не вспоминать!

Все будет снова – и лай и топот,

И деться некуда – стой! Дерись!

Пока однажды под свист и гогот

Не оборвется Яшкина жизнь.

 

 

 

Вопрос: Итак, что вы поняли? Что вы почувствовали?

Вопрос: Кто же виноват в боли и страдании маленького лисенка: собаки или люди? Что и кто убивает лисенка: собаки или то, что происходит в душах людей?

Вопрос: А что происходит в душах зрителей и болельщиков за свою собаку?

Вопрос: Как вы думаете, такое происходит только в учебно-егерском пункте в Мытищах? Можно ли что-либо сильно изменить к лучшему, если закрыть этот пункт?

Вопрос: Что же надо бы изменить, чтобы помочь таким несчастным зверям?(Души людей, освободить их от жажды первенства, тщеславия).

Вопрос: Можем ли мы изменить так души всех людей? Почему? А свои души?

Вопрос: Пусть каждый помолчит, посмотрит в свою душу и изо всех сил постарается вспомнить, не был ли он сам когда-либо похож на людей, о которых только что читали? (Поднимать руку, рассказывать вслух не надо, только вспомнить).

Вопрос: А что чувствовала хромая девочка, которой в спину ткнули грубым словом «коряга»? Обернется ли она, ответит ли обидчицам?

               (Нет, еще ударят или пихнут с лестницы, она примет и понесет удар молча. Но слово «коряга», как нож в спину).

Вопрос: Почему несколько недоразвитых глупых первоклассников называют мальчика «косой», «чурка»? Обидно ли ему? (Он чувствует, что издеваются не

 только над ним, но и над его папой, мамой, над всем его народом, над всем хорошим, что любят в его семье).

Вопрос: А что побудило одних ткнуть словом «коряга», другим кричать «Чурка! Косой!»

Катехизатор начинает игру-цепочку «Я против!».

Сначала предлагает на несколько мгновений замереть и сосредоточиться в себе, почувствовать, что в жизни для каждого из детей особенно больно, что они хотели бы изъять, изгладить из жизни. Затем ведущий произносит первую фразу.

Например: «Я против того, чтобы в старости бросали больных, беспомощных родителей», следующим говорит ребенок за первой партой,

 начиная с этих же слов «Я против того, чтобы выбрасывали на улицу маленьких котят и щенят!» И по цепочке: «Я против того, чтобы выдавали доверенные тайны!» «Я против того, чтобы унижали нерусских детей!» «Я против того, чтобы смеялись над больными!» «Я против того…»

Катехизатор возобновляет беседу -  философское осмысление зла.

Вопрос: Откуда же исходит зло в мир? (из человеческой души).

Рисунок на доске и одновременный комментарий.                                                                  

 

Вот человеческое тело.  А это душа, хоть я ее и рисую, но на самом деле увидеть её нельзя. Это наш внутренний невидимый человек. В центр «души» учитель прикрепляет блестящую звездочку из фольги. А это совесть. Совесть - самое хорошее в нас, ею мы слышим и чувствуем Бога. Именно она побуждает нас жалеть, заступаться, говорить правду. Как на травинках на каждой есть капелька росы и в каждой отражается одно большое солнце, в каждой капельке маленький образ большого солнца. Так и у каждого человека совесть, как на травинке капелька росы, и в совести каждого человека, как солнце в росинке, отражается невидимый Бог.

 

 

Учитель прикрепляет в изображении души вокруг звездочки кольцо черной бумаги

 или черной пленки с волнистыми краями. Но в душе есть еще и плохое: злоба, желание похвастаться, показать «Кто я!», жадность, зависть.

Катехизатор. Дети в детском саду подразделяют всех так: этот плохой, а этот хороший. Это правильно?

(Нет, в каждом есть и хорошее, и плохое. Проявляется то то, то это).

Вопрос: А вы слышали, как некоторые люди возмущаются: «Почему Бог допускает зло?»

Катехизатор: Когда мне такое говорят, я обычно реагирую так: «А чтобы вы от Него хотели? Чтобы Он убил злых?» Это разумное предложение? (Нет, тогда бы просто никого бы не осталось. Кроме того, Бог – Любовь, а не убийца. А вы сами? Разве никогда не исходило в жизнь из вашей души зло?)

Катехизатор продолжает. Другое предложение: всех переделать искусственно, чудодейственным образом, чтобы все стали совершенно хорошими. Но это предложение тоже не подходит, а знаете почему? (тогда люди перестанут бытьлюдьми. Машины не со своим поведением, а с программой, вложенной извне).

Катехизатор. Надо, чтобы каждый человек понял сам, что плохое – плохо и всеми своими силами, всей своей волей старался бы освободиться от плохого, от зла в себе.

 Молодой папа прогуливается со своим малышом, вдруг ребенок увидел неструганный занозистый забор, захотел на него забраться. Папа, конечно, объясняет маленькому сыну, что лезть на забор опасно, что там можно пораниться. Но малыш упрямится, плачет, рвется к забору. Как поступить отцу? – Один отец подхватит ребенка на руки и насильно унесет от опасного места. Этот отец не очень умный, потому что волю ребенка его действие не изменит, и как только малыш останется один, он осуществит свое намерение. Другой отец отругает, накажет сына. Он поступит еще менее умно, ведь у ребенка не только останется его желание, но, озлобившись, он может и в других случаях специально поступать наперекор отцу. Мудрый отец поступит иначе: он позволит ребенку полезть на забор, даст ему оцарапаться, ободрать коленки, испытать боль. Конечно, отец будет рядом, и если возникнет угроза для жизни малыша, он успеет защитить сына. Вместе с болью к маленькому человеку придет опыт, он САМ убедится, что отец прав, что это место действительно опасно. Так воля сына окажется в согласии с волей отца, приобретет с ней одно направление.

Все человечество для Бога – Его ребенок.

Молодой папа знал, что если малыш полезет на забор, то поранится, и всячески удерживал его от этого. Бог же знает, что все грехи людей обернутся против них самих, что своими грехами люди сделают свою жизнь страшной и несчастной. И Бог оберегает Свое дитя – род человеческий, от последствий его дел. Божья любовь больше справедливости. Бог убеждает людей не грешить: посылает пророков, праведников, беседует с людьми через священные книги. Неустанно, вновь и вновь разными способами Бог доносит до всего человечества и до каждого человека в отдельности одну и туже простую и очевидную мысль: «не грешите, земная жизнь, наполненная грехами, станет неблагополучной и жестокой для вас. После же смерти ваши грехи станут вашей вечной мукой, вашим адом»ак Бог убеждает людей не поступать по их собственной злой воле, а согласится с Его волей и тем самым приобрести себе и земное и вечное благо.

 

 

Катехизатор подводит итог сказанному и сосредотачивает внимание на новом смысловом моменте беседы.

Люди обижаются, высказывают претензии: «Почему Бог не удалит зло из нашей жизни, не спасет нас от зла»… Но оказывается, что сделать это очень непросто, не потому, что у Бога не хватает умения или сил, а потому что Он не спасает нас против нашей воли, ждет, пока мы своей волей выберем Добро и возненавидим зло.

Вопрос: А необходимо нам спасение от зла в наших душах? Почему?

Не только потому, что из души зло выходит в жизнь, и всем вокруг плохо. Но зло вредит и самому тому человеку, кто его совершает, кто имеет это зло в своей душе.

Катехизатор показывает пустой пластиковый пакет и горсть смятых черных бумажек и рассуждает.

Представьте, что это душа человека. Вот этот человек разозлился на другого, наговорил грубых обидных слов, даже ударил. А что было в душе у обидчика? В груди как будто завертелся черно-красный вихрь, поднялся выше, стеснил горло, будто пожаром охватил мозг. Потом ссора прошла, забылась, кажется, что исчезла и душевная боль и горение, которыми сопровождался гнев. Но на самом деле это теснящее, бушующее состояние осталось в душе, есть в ней, просто оно загородилось другими впечатлениями, переживаниями (катехизатор бросает в пакет черную скомканную бумажку). Аналогично работаем дальше: вспоминаем, какими душевными ощущениями сопровождаются грехи лжи, жадности, трусости, зависти, безделья, уныния, тщеславия. Важно, чтобы ведущий беседу мог дать словесную зарисовку именно невидимых ощущений, а не только поступков – грехов. Ведь именно ощущения души символизируются черными бумажками, накапливающимися в пакете. Например, тщеславное состояние, сопровождающее самодемонстрацию: «Вот я какой, заметьте!», поиск внимания, похвал аудитории можно сравнить с раздувающимся в груди мячиком, готовым вот-вот лопнуть.

Надо побудить детей представить, много ли каждый из нас грешит в течение всей своей жизни, много ли накапливается в человеческой душе черноты за всю жизнь. Но вот физическая смерть. Душа выходит из тела. Происходит подобное тому, как если бы кладовку забивали разными ненужными вещами, загораживая вновь поставленным то, что стояло раньше. Но вот решили убраться, вытащили все содержимое кладовки и забытые вещи и увидели все вместе, разом. Вот и в душе в момент телесной смерти является  все плохое, накопленное за целую жизнь. Какая- же это мука, действительно, похоже, что душа заживо горит. Это и есть ад!

Ад – действительно вечный огонь, но огонь невидимый (в огне материальном плазменном невидимая душа гореть бы не смогла), этот огонь гораздо страшнее огня в костре, и его человек набирает сам в себя за свою жизнь, по своей воле.

Полезно, чтобы упорядочить новую информацию и осознать ее внутреннюю взаимосвязь, устроить повторение. Спросив, какие основные мысли прозвучали в беседе.

Вспоминаем следующее:

В мире есть зло.

Оно приходит в мир чрез человеческую душу.

От зла нам необходимо спасение, потому что побуждаемый злом в себе человек, во-первых, портит жизнь вокруг, во-вторых, накапливает в своей душе адскую муку. Бог не хочет зла, и Он всесилен, но Он не убивает тех, в ком зло, иначе никого не осталось бы.

Бог искусственно, без воли и хотения человека, не превращает его в хорошего, Он хочет, чтобы человек сам родил в себе добро.

 

Урок-беседа

Наш Спаситель от зла.

Жертва и воскресение Сына Божия.

Катехизатор. Начнем нашу беседу, что я расскажу вам сказку, но это непростая сказка. В ней есть особенный смысл. Интересно, кто из вас этот смысл поймет и почувствует.

                                                            О кроте.

Жил был крот. Звали его Слепыш. Это был богатый крот. У него было много земли. В своей земле крот рыл длинные черные тоннели. Ни один лучик света не пробивался в эти тоннели, и не было в кротовых ходах никакого цвета, кроме черного. Да никакой другой цвет крот и не увидел бы, ведь он был слеп. Потому его и звали Слепыш.

Все, что попадалось в тоннелях, было добычей крота, он поедал жуков, червяков, личинок, изгрызал корешки. Слепыш был уверен, что вся жизнь ему известна и понятна. Весь мир – это или земля, которую можно рыть, или то, что можно грызть, - вот в чем был уверен Слепыш. И еще он не сомневался, что все, что только существует, конечно же, черного цвета.

Однажды крот вел подкоп так близко к поверхности земли, что услышал легкое постукивание, это две птички своими клювиками склевывали рассыпанные на поверхности земли зернышки.

Слепыш подслушал их разговор.

- Как хорошо, что прошел дождь, - щебетала одна птичка. – Все умытое, воздух такой свежий, на листьях капельки воды, в них блестит солнце, и листья не просто зеленые, а как будто лакированные!

- А будет еще лучше, - щебетала другая птичка. Солнце скоро высушит все капли, цветы расправят лепестки, лучи пронижут все листики на деревьях, небо будет синеть все ярче и ярче, а я полечу выше и выше, буду купаться в этом душистом воздухе, в радостной синеве, в теплых лучах.

Слепыш даже забыл, что выдает свое подслушивание.

- Эй, вы, что вы там врете? – заорал он из-под земли. – Какое еще солнце? Я тут рою, рою, ни разу никакого солнца носом не нащупывал! Врете вы все про солнце! Да еще цветы какие-то выдумали! И небо выдумали! Нет никакого неба!

Кто это? Кто это говорит? – всполошились птицы. Ах, бедный! Он там сидит и никогда не видел неба. Небо! Оно же такое замечательное! Синее-синее! Обязательно надо, чтобы он увидел небо!

- Как это синее? – хрюкнул из-под земли крот. Ну-ка, объясните, что значит – синее?

    Вопрос:   Как вы думаете, удалось ли птичкам объяснить кроту, что значит синее. (представьте, что это вы сквозь землю пытаетесь объяснять кроту, какие слова вы попытаетесь найти)?

Катехизатор завершает чтение. Что ни пели кроту птички, он только хрюкал ! Есть только земля, чернота, корешки да червяки!»

Потом крот ушел куда-то по своим ходам, а птичкам…

Вопрос: Что было в душе у птичек?  (птичкам было очень жалко крота…

 Вопрос: За что? За то, что он никогда не испытает счастья от дождя, неба, запаха цветов И еще птичкам было горько, обидно…Вопрос: Почему? Они хотели поделиться самым дорогим, а он отверг, даже не поняв, что (какое хорошее) ему предлагалось…).

Катехизатор переходит к новой смысловой части.

 Вопрос: Помните, я сказала, что сказка с намеком, что в ней есть особенный смысл? Кто это  смысл ухватил?

Как крот сидел в темных ходах, мы сидим в материальности, нам, как кроту небо, трудно представить все совершающего Бога-Любовь без тела и вещества. Поэтому некоторые люди, как только услышат слово «Бог!», сразу начинают кричать «Его нет!»

Вопрос:  Вот птичкам было обидно и горько, что крот никак не может в их мир(а он не может, ведь ему надо выйти не только из ходов, но и из своей слепоты, из самого себя…)

            Вопрос: А Богу, что горько? (что мы не выходим из смертного мира, проникнутого эгоизмом, обидами, отниманием, не хотим в мир всесильной Любви, не стареющей полноты радости).

  Вопрос:  А если бы крот не ушел по своим ходам, а просил бы, чтобы птички проталкивали ему своими носиками крошки, но в мир света, в мир радости так бы и не захотел , а только бы использовал птиц, оставаясь в своей темноте? Как было бы птичкам?

Катехизатор: Есть люди, которые соглашаются с тем, что Бог есть, но все время просят у Него или здоровья, или успехов, а выйти из нашего мира и

выйти из себя не хотят.

 Вопрос: А Бог хочет дать больше или меньше, чем мы просим?

Бог хочет дать людям гораздо большее и лучшее, чем то, что мы сами для себя хотим и у Него просим. Бог хочет дать нам Вечную Жизнь, а просим у Него все такое, с чем нам было бы удобнее сидеть в смерти и тлении. Действительно, похоже на то, как птицы хотят дать кроту свет и небо, а он хочет крошек, которыми сытее быть в туннеле. Еще это похоже на то, как беспризорник пристает к доброму, положительному человеку: «Дядь, дай на мороженое!»

 - «Я хочу усыновит тебя! Пойдем!» - «Нет! Дай на мороженое!» Тот, кому предлагается дар, не вмещает величия даримого, хочет мелкого, подстать

 своей ограниченности.

Вопрос: А мы можем захотеть Рая, Вечной Жизни больше всего?

Нам трудно любить Рай, Царство Божие, как кроту трудно было стремиться к небу, которое он никогда не видел. Но вспомним что-либо из жизни несправедливое, жестокое, когда было больно и не нам самим, а кому-то другому, кому нам хочется помочь сильно-сильно. И вот страдания  и боль сменятся на радость и утешение. Это рай…

Снился ли вам сон, который не удается вспомнить, он ускользает, но так и хочется вернуться в него, чтоб сон стал реальностью. Это отзвук рая…

Вспомните, когда вас стало ясно-ясно, что Бог есть , и все ваше существо заполнилось этим светлым знанием и чувством. В раю это состояние не

исчезает, а все усиливается.Мир, где ни один цветок не увянет, где ни одно животное не будет растерзанохищником или застрелено охотником, где ни один ребенок не брошен, ни однамать не льет слез о погибшем на войне сыне, когда весь мир – твои друзья…

Когда  все , что у тебя в душе все райские  жители понимают без искажений,и ты понимаешь души всех…

Катехизатор. Послушайте продолжение сказки.

Одна из птичек пожалела крота сильно-сильно. И раз крот не может выйти изсвоего черного мира, то птичка… - Кто догадается? – Да, птичка решила сама пойти в душное и черное подземелье, из любимого мира пошла в мир кротовий.

 Но ведь кроту еще надо выйти из самого себя, расстаться со своей слепотой, надутостью, самоуверенностью. Чтобы снять с крота все то, что мешало ему видеть свет, птичка решила взять его кротовство на себя. И птичка сделалась кротом. И как только все кротовое перешло на птичку, крот освободился от тогото его запирало во тьме, он вылетел из-под земли прекрасной птицей, вдохнул воздух и волю, открыл глаза навстречу свету. А что же с птичкой? Птичке так больно было быть кротом в кротовом мире, что от боли птичка умерла. Но умерло-то ведь кротовое тело, умерло кротовство, и птичка, спустившаяся в темный мир, воскресла вновь птицей, а не кротом (автор намеренно употребляет слова, стилизованные под детский разговор, ведь здесь самое важное - сказать детям близким и понятным языком об основе всего христианства – спасении Жертвой Сына Божия).

Катехизатор. Как птичка, поняв, что крот из подземелья не выйдет, пошла к нему. Так и Бог из мира, где нет зла и смерти, из мира невидимого, невещественного, вошел в наш мир, где все разрушается и умирает. Это как из мира солнца и аромата цветов идти под землю.    

Вопрос. А как это Бог вошел в наш материальный смертный мир? Что значит слово «вошел»? (не ногами пришел, не на самолете прилетел, не переселился. А «вошел» в наш мир – это значит стал Человеком).

                           На доске репродукция с иконы «Рождество Христово»

 
 

 

 

 

 

 

Вот на этой иконе изображено , как это было, как Бог стал Человеком.  Обращаясь к иконе, подкрепляя рассказ ее образами, учитель рассказывает о Рождестве Христовом: «Это было более 2000 лет назад и не в нашей земле…» В рассказе уместны слова «Бог во чреве Девы Марии построил для Себя тело Человека… Бог оделся видимым Человеческим Телом, Человеческой Плотью, воплотился». После рассказа хорошо прочесть Евангельский текст о Рождестве Христовом.

 

 

 

 

 

 

На доске репродукция с любой иконы Пресвятой Богородицы, я использую репродукцию с Донской…

 

 

                                    

 

 

 Вопрос: А эту икону вы можете назвать? Кто это? (Пресвятая   Богородица, Дева Мария, Божия Матерь).                                   

 Вопрос: Кто-нибудь мог из нас жить раньше своей мамы, тогда,  когда мама еще не родилась? А Он, Младенец, Исус Христос?

Вопрос: Всякий начинается, начинает свою жизнь  с рождения от мамы? А наш

 Спаситель? (в Своем Рождестве не начал жизнь, Он в Пресвятой Троице с Отцом Богом и Богом Святым Духом есть всегда, своим Рождеством Бог пришел в наш мир).

Вопрос: Некоторые спрашивают: «Исус  Христос – Бог? – Да!». Как же Он сотворил мир, если Сам родился от Девы Марии? Как ответить?(Бог есть всегда. Рождаясь от Девы Марии, Он не начал Своё существование. Он был и до этого своего земного Рождества. Своим Рождеством на Земле Он только пришёл в наш мир.)

Катехизатор. Уместно Богородичное песнопение. Посмотрите внимательно, как нежно придерживают руки Матери Младенца, как касается Младенец щеки Матери. Не удивительно ли, что самая великая Сила, самый великий Разум, Кто весь космос сотворил, и вдруг Ребенком на руках Матери?

И еще! Придя в нашу материальность, в нашу жизнь, Бог ниоткуда не ушел!

Катехизатор: В самом Имени Исуса Христа предчувствуется тайная радость,как будто веет весной. Чувствуешь, что если приблизиться к Нему, то войдешьв страну радости, как переступишь грань, и явью станет счастливый сон.

Вопрос: Почему так?

Нам трудно и умом, и сердцем дотянуться до вечности, как трудно было кроту, птичка пришла, чтобы ему собой принести радость воли и света. Так Исус Христос вечность, рай приносит Собой.

Правда, Любовь не может иметь внешнего вида, так как невидима, но если станет видимой, то будет выглядеть как Исус Христос. Невидимое, трудноуловимое становится близким, понятным.

Катехизатор: Помните, когда у нас был урок про зло, мы поняли, что своими силами мы не можем победить свою плохость, а значит беда на земле, после смерти – ад.

Но Бог дал нам удивительный способ победить зло. Какой?

Он не стал нас ругать за то, что мы плохие. Не стал писать книги о том, какиминадо быть   Что Он сделал догадаться невозможно, если не знать об этом из Евангелия. Я не даром рассказывала  про птичку, что она взяла все кротовое на себя и с этим умерла, чтобы кротовое умерло вместе с ней. Так вот Исус Христос взял на себя грехи  всех нас. Сколько это много зла за все тысячелетия, что люди жили на земле. И все это, умерев на Кресте, Он умертвил. А значит, снял с нас оболочку зла как птичка с крота. А так как зло умерло, то Он и воскрес.

Далее.

О Муках Господних, Распятии, Погребении, Воскресении Господнем по Евангелию, комбинируя чтение и пересказ.

Использовать книгу священника Вячеслава Синельникова «Туринская плащаница на заре новой эры». Очень сильно действует на детей.

 

    Обязательно донести, что Сын Божий дает нам освобождение от зла, Спасение и    Воскресение. Наше дело этот дар принять, взять. До детей трудно доходит, что наши поступки – это только наш выбор, направление нашей воли, а спасает нас Господь Исус Христос. Дети упорно перечисляют добрые дела, необходимые для входа в рай и тем ограничиваются, не понимая, что необходимо умереть тленным и родиться райским. Что эта возможность дана нам в Смерти и Воскресении Спасителя, что соединиться с Его Смертью и Воскресением человек может в Таинствах Крещения, Покаяния, Причастия. Спасительность и смысл таинств надо разъяснить тщательно.

 

Hosted by uCoz