и о том, что она устроена таким образом, чтобы быть домом Божиим
Мы размышляли о Боге, а теперь пришло время поговорить о человеческой душе. Мне хочется повторить для Вас строки одного из моих любимых стихотворений.
Чем жарче день, тем сладостней в боруПовсюду блеск, повсюду яркий свет,
Кора груба, морщиниста, красна,
И.Бунин. «Детство»
Поэт вспоминает себя десятилетним ребенком. Зрение, слух, обоняние, осязание маленького человека распахнуты, как окна. И через них в его душу входит сотворенная Богом красота. Душа поэта запомнила и через слово передала нам теплое прикосновение к ногам хвойного ковра и теплоту соснового ствола, воздух, пропитанный запахом смолы и муравьиного спирта, свет, зной и синюю небесную высоту.
И вот, заметьте! Какое красивое и радостное Божье чудо! Мальчик-то мал, а ведь весь сосновый бор в нем, он взял, впустил его в свою душу. В маленькой душе поместилось так много. Бог наделил наши души таким удивительным свойством - охватывать собой, собирать в себе необыкновенно много.
Но принять в себя душа может только то, что полюбит, чему порадуется. Идет человек в жаркий летний день просёлочной дорогой, перед ним светлая даль, синь небес, зелень полей, солнечный блеск, травный аромат. Мал человек, но его душа всё это любит, и вот это все в ней.
М.В. Ломоносов написал о ночном небе: «Открылась бездна звёзд полна, звездам числа нет, бездне – дна». Человек в звездных мирах меньше песчинки, но душа человеческая почувствовала Божье величие в движении этих миров и, благоговейно восхитившись, приняла космические просторы внутрь себя.
Итак, душа человека открыта навстречу бесконечности и вечности и стремится их объять собой.
Творец устроил нашу душу таким чудесным образом для того, чтобы Ему, Богу, бесконечному и невместимому, можно было бы войти в человеческую душу, поселиться и жить в ней, как в доме.
Не об этом ли мы просим Бога, произнося молитву: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, иже везде сыи, и вся исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, душа наша». В этой молитве, обращаясь к Богу, мы называем Его Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, который везде находится и все Собой наполняет, Сокровищем всякого блага и Подателем жизни. А, обратившись, мы высказываем Богу наши просьбы, мы говорим Богу: «Прииди и вселися в ны», то есть в нас, в наши души, а также просим наши души очистить и спасти.
В Евангелии от Иоанна читаем слова Господа Исуса Христа: «... кто любит Меня, тот соблюдёт слово Мое; Отец Мой возлюбит его, и Мы придём и обитель у него сотворим» (Ин., 14:23). Исус Христос - второе Лицо Пресвятой Троицы - Бог Сын, соединивший на земле Свое Божество с Человеческой плотью, поэтому Его слова «Мы придем» означают, что Бог Пресвятая Троица придет в душу человека и сотворит в ней обитель.
Итак, душа человеческая есть дом Божий, храм Божий, Его обитель, Его жилище. С этим назначением сотворил Бог душу каждого из нас.