Каково на ОПК детям из неправославных семей?
Спорят об уроке Православной культуры в школе.
Не будут ли ущемлены те дети, для кого родными по корням
являются магометанство, иудаизм, буддизм, католичество,
лютеранство?…
Я обращаюсь к детям со словом Христовой Веры уже почти
двадцать лет (сначала работа в воскресной школе, а с 1993 года
и христианские уроки по авторской программе в
общеобразовательной школе.) Всё это время совестью проверяю свои
слова на верность Христу и Евангелию. Сама эта
верность требует от меня любить всех детей из семей с разными
верами и быть с ними бережной, тактичной, понимающей (не
охаять, не унизить семейные ценности и при этом помочь рождению
любви ко Христу.) И всегда были ученики с живым блеском мысли в
глазах, с искренним интересом к уроку, в их числе немало детей
из тех самых семей с другими верами.
Есть секрет. Могу поделиться с теми, кому дорог успех этого
дела. Этот секрет знал и использовал
Сократ. Какой же он умница! Ни на один вопрос не давал готового
ответа, только побуждал к рождению вопроса. Да что ж тут
хорошего?
Дело в том, что если учитель излагает готовые ответы, это -
его внутренняя жизнь, а слушающие тому свидетели, им, по
выражению молодёжи, параллельно. Когда же у человека рождается
вопрос, которым он сам тянется к Богу, он осуществляет своё
усилие, узнаёт, находит в себе самого себя, себя такого, каким
его Бог хочет видеть. Найти себя, задуманного Богом, значит
стать лучше, ну а от этого, понятно, лучше становится жизнь всех
нас. Когда вопрос идёт из личности самого ученика, то ребёнок,
конечно, не чувствует, что его перечеркнули, ущемили, даже если
он из мусульманской семьи, а вопрос рождён на материале
православия.
Какая обида или какое ущемление в правах, если учитель подведёт
ученика к тому, что он сам спросит: «Как же по биологии мы учим,
что мир развивается в течение тысячелетий, а в Библии Бог творит
мир за шесть дней?» И сам догадается:
«Так значит библейские дни – это периоды в миллионы наших лет!»
Спросит: « Так от обезьяны мы или от Адама и Евы?» И ощутит
новизну открытия, услышав предположение : « Так, может быть,
тело человека сотворено из «персти», то есть из биологического
материала, а само великое Творение Человека – это вдыхание в
биологический носитель Духа Божия, то есть, совести …» Задастся
вопросом : « Для чего же Бог сотворил всех нас от песчинки до
Ангела, ведь Он же - Сама Полнота?» А потом маленький человек
озарится светом уверенности, что Бог-Любовь создал нас всех,
чтобы любить, и научить ответной любви к Нему и друг к другу, в
этом смысл и окончательное счастье нашей жизни.» «Господь
Христос – Бог, но как же Он мир сотворил, если Сам родился от
Девы Марии?» «Почему мы не видим Бога?» « Откуда зло?»
Классические православные истины, но маленький человек сам
находит их в глубине своей души, потому что они уже там есть.
Я сейчас веду речь не о частном методе преподавания, а
поднимаю вопрос о том, поможет ли этот предмет оздоровлению
нашего общества или вызовет негативную реакцию. Положительное
dbhfemhe возможно только в случае, если все, кто связан с
предметом ОПК, примут для себя, что этот урок для активного
приобретения Бога детской совестью. Если же в основе будет
установка на отстранённую передачу знаний о православной религии
и культуре, да ещё с позиции превосходства, то неизбежны и
неприятия, и обиды.
Всякий человек реагирует, исходя из своего предшествующего
опыта. Против ОПК в частности, те, кого обидели или разочаровали
в церкви. Они составили своё мнение, каким может быть этот
предмет, и очень важно, чтобы на уроке ОПК дети встретили не то,
что ожидают их разочарованные родители, а то, чего каждый
человек всегда ждёт и хочет глубиной своего существа – встречи с
Богом, и, соответственно, с самим собой, настоящим.
Религии различны, потому что у разных народов различен
исторический путь, совесть же изначально вложена в человека
Богом, в ней Его Образ, поэтому, когда звучит обращение к
совести в словах и терминах Православия, родное в этом чувствуют
и дети с иным религиозным семейным опытом.
Много людей потрудились над созданием учебников для дорогого
их сердцу предмета, но всё-таки в них преобладает не проблемный,
а описательный подход.
В течение двадцати лет работы с детьми я нашла ряд приёмов и способов,
позволяющих взаимодействовать с учениками,
пробуждая их личные вопросы.