Каково на ОПК детям из неправославных семей?

 

  Спорят об уроке Православной культуры в школе.

Не будут ли ущемлены те дети, для кого родными по корням

являются магометанство, иудаизм, буддизм, католичество,

лютеранство?…

    Я обращаюсь к детям со словом Христовой Веры уже почти

двадцать лет (сначала работа в воскресной школе, а с 1993 года

и христианские уроки по авторской программе в

общеобразовательной школе.) Всё это время совестью проверяю свои

слова на верность Христу и Евангелию. Сама эта

верность требует от меня любить всех детей из семей с разными

верами и быть с ними бережной, тактичной, понимающей  (не

охаять, не унизить семейные ценности и при этом помочь рождению

любви ко Христу.) И всегда были ученики с живым блеском мысли в

глазах, с искренним интересом к уроку, в  их числе немало детей

из тех самых семей с другими верами.

    Есть секрет. Могу поделиться с теми, кому дорог успех этого

дела.                           Этот секрет знал и использовал

Сократ. Какой же он умница! Ни на один вопрос не давал готового

ответа, только побуждал к рождению вопроса. Да что ж тут

хорошего?

    Дело в том, что если учитель излагает готовые ответы, это -

его внутренняя жизнь, а слушающие тому свидетели, им, по

выражению молодёжи, параллельно. Когда же у человека рождается

вопрос, которым он сам тянется к Богу, он осуществляет своё

усилие, узнаёт, находит в себе самого себя, себя такого, каким

его Бог хочет видеть. Найти себя, задуманного Богом, значит

стать лучше, ну а от этого, понятно, лучше становится жизнь всех

нас. Когда вопрос идёт из личности самого ученика, то ребёнок,

конечно,  не чувствует, что его перечеркнули, ущемили, даже если

он из мусульманской семьи, а вопрос рождён на материале

православия.

Какая обида или какое ущемление в правах, если учитель подведёт

ученика к тому, что он сам спросит: «Как же по биологии мы учим,

что мир развивается в течение тысячелетий, а в Библии Бог творит

мир за шесть дней?»                          И сам догадается:

«Так значит библейские дни – это периоды в миллионы наших лет!»

Спросит: « Так от обезьяны мы или от Адама и Евы?» И ощутит

новизну открытия, услышав предположение : « Так, может быть,

тело человека сотворено из «персти», то есть из биологического

материала, а само великое Творение Человека – это вдыхание в

биологический носитель Духа Божия, то есть, совести …» Задастся

вопросом : « Для чего же Бог сотворил всех нас от песчинки до

Ангела, ведь Он же - Сама Полнота?»   А потом маленький человек

озарится светом уверенности, что Бог-Любовь создал нас всех,

чтобы любить, и научить ответной любви к Нему и друг к другу, в

этом смысл и окончательное счастье нашей жизни.»  «Господь

Христос – Бог, но как же Он мир сотворил, если Сам родился от

Девы Марии?» «Почему мы не видим Бога?» « Откуда зло?»

Классические православные истины, но маленький человек сам

находит их в глубине своей души, потому что они уже там есть.

    Я сейчас веду речь не о частном методе преподавания, а

поднимаю вопрос о том, поможет ли этот предмет оздоровлению

нашего общества или вызовет негативную реакцию. Положительное

dbhfemhe возможно только в случае, если все, кто связан с

предметом ОПК, примут для себя, что этот урок для активного

приобретения Бога детской совестью. Если же в основе будет

установка на отстранённую передачу знаний о православной религии

и культуре, да ещё с позиции превосходства, то неизбежны и

неприятия, и обиды.

    Всякий человек реагирует, исходя из своего предшествующего

опыта. Против ОПК в частности, те, кого обидели или разочаровали

в церкви. Они составили своё мнение, каким может быть этот

предмет, и очень важно, чтобы на уроке ОПК дети встретили не то,

что ожидают их разочарованные родители, а то, чего каждый

человек всегда ждёт и хочет глубиной своего существа – встречи с

Богом, и, соответственно, с самим собой, настоящим.

    Религии различны, потому что у разных народов различен

исторический путь, совесть же изначально вложена в человека

Богом, в ней Его Образ, поэтому, когда звучит обращение к

совести в словах и терминах Православия, родное в этом чувствуют

и дети с иным религиозным семейным опытом.

    Много людей потрудились над созданием учебников для дорогого

их сердцу предмета, но всё-таки в них преобладает не проблемный,

а описательный подход.

     В течение двадцати лет работы с детьми я нашла ряд приёмов и способов,

позволяющих взаимодействовать  с учениками,

пробуждая их личные вопросы.

Hosted by uCoz