Самые простые, привычные с детства
образы, которые ассоциируются казалось бы только с развлечением, при новом
взгляде на них оказываются иносказанием, раскрывающим для нас глубины
христианского учения.
Апостол Павел пишет: (Еф.2:8-9)
8 Ибо благодатью вы спасены через
веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
С другой стороны нам известен свойственный
человеческому стремлению к справедливости образ весов на которых по выходе души
из тела взвешиваются добрые и злые дела.
Вопрос о том, чем же достигается
спасение, вхождение человека в вечную райскую радость и жизнь с Богом в разное
время вновь и вновь был предметом философских споров многих учёных мужей. Да и
малый ребёнок, выслушав от старших о
том, что как умрёт человек, соберутся ангелы и положат на правую чашу весов
добрые дела, а бесы на левую чашу – злые.., этот ребёнок частенько задаёт
вопрос : «А что же будет, если тех и других дел окажется поровну? Но что же
будет, если тот, у кого больше добрых дел, возьмёт с собой в рай и то плохое, что осталось в его душе от
совершённых грехов, пусть даже немногих, ведь этим же он испортит рай..?
Таким образом, всякий, задумавшийся о вечном
спасении, будь то учёный богослов или наивный ребёнок, наталкивается на то, что
в вечной жизни с человеком должно произойти изменение, качественнное
преобразование, воссоздание, воскрешение в новом райском, годном для рая ,
состоянии … Такое непосильно самому
человеку, такое может сделать с человеком только Бог.
Итак, чем же спасается человек: своими
человеческими заслугами или же непостижимым в безмерности любви к нам Божьим
чудом Креста и Воскресения Сына Божия? Ответ, конечно же однозначен:
преображение человека в райское качество – это не заслуга человека, а Божий
подарок ему. А совершается это дарение
так: умирая на Кресте, Спаситель умерщвляет
взятые на Себя наши грехи, Он воскресает
в том состоянии, в котором мы годны для рая, и Собой вносит это качество в нас в Таинстве
Причастия, даёт нам Себя , Своё Тело и
Свою Кровь, вносящие в нас будущее райское качество.
Поэтому и Сам Господь не сказал, что в рай войдёт тот, кто наберёт
много баллов – хороших дел, а сказал :
(Иоан.6:53-57)
53 Иисус же сказал им: истинно,
истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови
Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и
Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я
живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
Но как составить этот разговор с
детьми, чтобы вопрос стал им интересен. Чтобы захотелось в нём разбираться? Тем более, что детям, как и всем людям, более
свойственно уповать на себя и при упоминании пор ад и рай, обращаться именно
к набиранию баллов своими делами.
Как бы ни было это неожиданно, но на
помощь мне в объяснении этого сложного вопроса приходит произведение Н. Н.
Носова «Незнайка в Солнечном городе». Казалось бы, какая здесь связь? Вдумаемся
в первые главы. и связь станет очевидна.
Не6знайка подружил с малышкой Кнопочкой, которая
прославилась тем, что
также ужасно любила сказки.
Забравшись
куда-нибудь в
укромное место. Незнайка
и Кнопочка начинали
мечтать о
разных чудесах: о
шапках-невидимках,
коврах-самолетах, сапогах-скороходах, серебряных
блюдечках и
наливных яблочках,
волшебных палочках, одобрых и злых
волшебниках и волшебницах. Они только и делали,что рассказывали друг другу
разные сказки, но
самым любимым
занятием у
них было спорить, что лучше: шапка-невидимка или
ковер-самолет,
гусли-самогуды или сапоги-скороходы?
И они до
того горячо спорили, что
дело иногда даже кончалось дракой.
Однажды
они спорили два
дня подряд, и Незнайке удалось
доказать Кнопочке, что
лучше всего волшебная палочка,
потому
что тот,
кто ею владеет, может достать
себе все, что угодно.
Ему стоит только
взмахнуть волшебной палочкой и сказать: "Хочу,
чтоб у меня была
шапка-невидимка или сапоги-скороходы",
и все
это у него сразу
появится.
Главное,
говорил Незнайка, что тот, у кого есть волшебная
палочка, может всему без
труда научиться, то есть, ему даже не
нужно учиться,
а только взмахнуть палочкой и сказать: хочу,
мол, знать арифметику или
французский язык, и он сразу станет
знать арифметику и
заговорит по-французски.
После
этого разговора Незнайка
ходил как околдованный.
Часто, проснувшись ночью,
он подскакивал на постели,
начинал
что-то бормотать
про себя и махать руками. Это он
воображал,
будто машет волшебной
палочкой. Доктор Пилюлькин заметил, что с
Незнайкой творится что-то
неладное, и сказал, что если он не
прекратит свои ночные спектакли, то придется его
привязывать к
кровати веревкой и давать
на ночь касторки. Незнайка, конечно,
испугался касторки и стал
вести себя тише.
Однажды
Незнайка встретился с Кнопочкой на берегу реки. Они
уселись на большом
зеленом огурце, которые во
множестве росли
вокруг. Солнышко уже поднялось высоко и как следует
пригревало
землю, но Незнайке и
Кнопочке не было жарко, потому что огурец,
на котором
они сидели, словно
на лавочке, был
довольно
прохладный, а
сверху их защищали от солнца
широкие огуречные
листья, раскинувшиеся над
ними, как огромные зеленые зонтики.
Ветерок тихо
шуршал в траве и поднимал на реке легкую рябь,
которая так и сверкала на
солнышке. Тысячи солнечных зайчиков,
отразившись от поверхности воды, плясали на огуречных
листьях,
освещая их снизу каким-то
таинственным светом. От
этого
казалось, что
воздух под листьями,
где сидели Незнайка и
Кнопочка, тоже волнуется
и трепещет, словно машет бесчисленными
невидимыми крылышками, и
все это выглядело каким-то необычным,
волшебным. Но Незнайка
и Кнопочка не
замечали никакого
волшебства вокруг, так
как вся эта картина была для них слишком
привычна, да к тому же
каждый из них был занят своими мыслями.
Кнопочке очень
хотелось поговорить о
сказках, но Незнайка
почему-то упорно молчал,
и лицо у него было
такое кислое и
сердитое, что она даже
боялась заговорить с ним.
Наконец Кнопочка все же не выдержала и
спросила:
--
Скажи, Незнайка, какая муха тебя укусила сегодня? Почему
ты такой скучный?
-- Меня сегодня еще никакая
муха не кусала,
-- ответил
Незнайка. -- А скучный я
оттого, что мне скучно.
--
Вот так объяснил!
-- засмеялась Кнопочка. -- Скучный,
потому что скучно. Ты
постарайся объяснить потолковее.
-- Ну, понимаешь, -- сказал Незнайка,
разводя руками, -- у
нас в
городе все как-то
не так, как
надо. Нет никаких,
понимаешь, чудес, ничего
нет волшебного... То ли дело в старые
времена! Тогда
чуть ли не на каждом
шагу встречались
волшебники, колдуны или
хотя бы
ведьмы. Недаром об
этом в
сказках рассказывается.
--
Конечно, недаром, --
согласилась Кнопочка. -- Но
волшебники были не только
в старые времена. Они и теперь есть,
только не каждый их может
встретить.
-- Кто же их может встретить? Может быть,
ты? -- с насмешкой
спросил Незнайка.
--
Что ты, что ты! -- замахала
руками Кнопочка. -- Ты ведь
знаешь, я такая трусиха,
что повстречайся мне сейчас волшебник,
так я, наверно, и слова
не скажу от страха. А вот ты, наверно,
смог бы поговорить с
волшебником, потому что ты очень храбрый.
-- Конечно, я храбрый, -- подтвердил
Незнайка. -- Только мне
почему-то до сих пор еще
ни один волшебник не встретился.
--
Это потому, что здесь одной храбрости мало, -- сказала
Кнопочка. -- Я в какой-то
сказке читала, что надо совершить три
хороших поступка подряд.
Тогда перед тобой появится волшебник и
даст тебе все, что ты у
него попросишь.
-- И даже волшебную палочку?
-- Даже волшебную палочку.
-- Ишь ты!
-- удивился Незнайка.
-- А что,
по-твоему,
считается хорошим
поступком? Если я, например, утром встану и
умоюсь холодной водой с
мылом -- это будет хороший поступок?
-- Конечно, -- сказала Кнопочка. --
Если кому-нибудь будет
тяжело, а
ты поможешь, если кого-нибудь
станут обижать, а ты
защитишь --
это тоже будут
хорошие поступки. Даже
если
кто-нибудь поможет тебе, а ты за это скажешь спасибо, то
также
поступишь хорошо, потому
что всегда надо быть
благодарным и
вежливым.
--
Ну что ж,
по-моему, это дело
нетрудное, -- сказал
Незнайка.
-- Нет, это очень трудно, -- возразила
Кнопочка, -- потому
что три
хороших поступка надо совершить
подряд, а если между
ними попадется хоть один
плохой поступок, то
уже ничего не
выйдет и
придется все начинать сначала. Кроме того, хороший
поступок будет только
тогда хорошим, когда ты
совершишь его
бескорыстно, не
думая о том,
что ты делаешь
его для
какой-нибудь собственной
выгоды.
-- Ну конечно, конечно, -- согласился
Незнайка. -- Какой же
это будет хороший
поступок, если ты совершаешь его ради выгоды!
Ну что
ж, сегодня я
еще отдохну, а завтра начну
совершать
хорошие поступки, и если
все это правда, то волшебная палочка
скоро будет в наших
руках!
Так вот в книге, которую мы привыкли
считать младенческим развлекательным чтением, поставлен вопрос о действенности
человеческих усилий, о возможности достичь в человеческих делах совершенной
чистоты (чтобы меж добрыми делами не попало ни одного злого, и чтобы чисты были
мотивы (совершать бескорыстно)). Только совершенная чистота достойна вечной
райской жизни, здесь же, в сказке, за совершенные действия – награда –
волшебная палочка (то есть, приобретение очень больших возможностей).
На другой день Незнайка проснулся
пораньше и начал совершать
хорошие поступки.
Первым делом он как следует умылся холодной
водой, причем не жалел
мыла, и хорошенько почистил зубы.
-- Вот и есть уже один хороший поступок,
-- сказал он сам
себе, утершись полотенцем
и старательно причесывая волосы перед
зеркалом.
Торопыжка увидел, что он вертится перед
зеркалом, и сказал:
-- Хорош, хорош! Нечего сказать, очень
красивый!
-- Да уж красивее тебя! -- ответил Незнайка.
--
Конечно. Такую красивую физиономию, как у тебя, поискать
надо!
-- Что
ты сказал? Это
у кого физиономия?
Это у меня
физиономия? -- обозлился Незнайка да как хлестнет
Торопыжку по
спине полотенцем.
Торопыжка только рукой махнул и поскорей
убежал от Незнайки.
-- Торопыжка несчастный! -- кричал ему вслед
Незнайка. --
Из-за тебя хороший
поступок пропал!
Хороший поступок действительно пропал, так
как, разозлившись
на Торопыжку и
ударив его по
спине полотенцем. Незнайка,
конечно, совершил плохой
поступок, и теперь нужно было начинать
все дело сначала.
Немного успокоившись. Незнайка стал думать,
какой бы еще
совершить хороший
поступок, но в
голову почему-то ничего
дельного не приходило. До
завтрака он так ничего и не придумал,
но после завтрака голова
у него стала
соображать немножко
лучше. Увидев,
что доктор Пилюлькин принялся
толочь в ступке
какое-то снадобье для
лекарства, Незнайка сказал:
-- Ты, Пилюлькин, все трудишься, все
другим помогаешь, а
тебе никто помочь не
хочет. я потолку за тебя лекарство.
-- Пожалуйста, -- согласился Пилюлькин. --
Это очень хорошо,
что ты хочешь помочь мне.
Мы все должны помогать друг другу.
Он
дал Незнайке ступку, и Незнайка принялся толочь порошок,
а Пилюлькин
делал из этого
порошка пилюли. Незнайка
так
увлекся, что натолок
порошка даже больше, чем нужно.
"Ну
ничего, -- думал
он. -- Это делу не помешает. Зато я
совершил хороший
поступок".
Дело действительно кончилось бы вполне
благополучно, если бы
Незнайку не увидели за
этим занятием Сиропчик и Пончик.
-- Смотри, -- сказал Пончик, -- Незнайка,
видать, тоже решил
стать доктором. Вот будет
потеха, когда он начнет лечить всех!
-- Нет, он, наверно, решил подлизаться к
Пилюлькину, чтоб не
давал касторки, --
ответил Сиропчик.
Услышав эти насмешки, Незнайка
разозлился и замахнулся
на
Сиропчика ступкой:
-- А ты, Сиропчик, молчи, а то вот как дам
ступкой!
-- Стой! Стой! -- закричал доктор Пилюлькин.
Он хотел отнять у Незнайки ступку, но
Незнайка не отдавал, и
они принялись
драться. В драке
Пилюлькин зацепился за стол
ногой. Стол опрокинулся.
Весь порошок так и посыпался на пол,
пилюли покатились
в разные стороны. Насилу Пилюлькину удалось
отнять у Незнайки ступку,
и он сказал:
-- Марш отсюда, негодный! Чтоб я тебя здесь
больше не видел!
Сколько лекарства пропало
зря!
-- Ах ты Сироп противный! -- ругался
Незнайка. -- Я тебе еще
покажу, попадись ты мне
только! Какой хороший поступок
даром
пропал!
Да,
хороший поступок пропал
и на этот
раз, потому что
Незнайка даже не успел
его довести до конца.
Так было весь день. Сколько ни старался
Незнайка, ему никак
не удавалось
совершить не только трех, но даже двух хороших
поступков подряд.
Если ему удавалось
сделать что-нибудь
хорошее, то
сейчас же вслед
за этим он
делал что-нибудь
скверное, а иной раз из
хорошего поступка уже в самом
начале
выходила какая-нибудь
чепуха.
Ночью
Незнайка долго не мог
уснуть и все думал, почему у
него так получается.
Постепенно он понял, что все его неудачи
происходили изза того, что у него был слишком грубый
характер.
Стоило только комунибудь
пошутить или сделать
какое-нибудь
безобидное замечание,
как Незнайка тотчас обижался, начинал
кричать и даже лез в
драку.
-- Ну, ничего, -- утешал сам себя
Незнайка. -- Завтра
я
стану вежливей, и тогда
дело пойдет на лад.
Очень
трудно не смешивать хорошее с плохим, не делать того, что внешне проявляется
как плохое, но даже достигнув этого, делая только то , что всеми одобряется и
понимается как хорошее за этой внешностью иметь действительно чистые мотивы,
действительную любовь к добру.
Наутро
Незнайка словно переродился. Он стал очень вежливый,
деликатный. Если
обращался к кому-нибудь
с просьбой, то
обязательно говорил
"пожалуйста" -- слово, которого от него
никогда в жизни не слыхивали. Кроме
того, он старался
всем
услужить, угодить.
Увидев,
что Растеряйка никак
не может найти свою шапку,
которая у него постоянно
терялась, он тоже принялся искать по
всей комнате
и в конце концов нашел шапку под кроватью. После
этого он извинился перед
Пилюлькиным за вчерашнее и попросил,
чтоб он
снова разрешил ему толочь порошок. Доктор Пилюлькин
толочь порошок не
разрешил, но дал поручение нарвать
в саду
ландышей, которые
нужны были ему для приготовления ландышевых
капель. Незнайка
старательно исполнил это поручение.
Потом он
почистил охотнику
Пульке его новые охотничьи сапоги ваксой,
потом стал мести полы в
комнатах, хотя в этот день была вовсе
не его
очередь. В общем,
он наделал целую
кучу хороших
поступков и все ждал, что
вот-вот перед ним
появится добрый
волшебник и даст ему
волшебную палочку. Однако день кончился, а
волшебник так и не
появился.
Незнайка страшно рассердился.
--
Что это ты
мне наврала про волшебника? --
сказал он,
встретившись на другой
день с Кнопочкой.
-- Я как
дурак
старался, совершил
целую кучу хороших поступков, а никакого
волшебника и в глаза не
видел!
-- Я тебе не врала, -- стала
оправдываться Кнопочка. -- Я
точно помню, что читала
об этом в какой-то сказке.
--
Почему же не
явился волшебник? --
сердито наступал
Незнайка.
Кнопочка говорит:
-- Ну, волшебник сам знает, когда ему нужно
являться. Может
быть, ты совершил не три
хороших поступка, а меньше.
-- "Не три, не три"! -- презрительно
фыркнул Незнайка. -- Не
три, а, наверно, тридцать
три -- вот сколько!
Кнопочка пожала плечами:
-- Значит, ты, наверно, совершал хорошие
поступки не подряд,
а вперемежку с плохими.
--
"Вперемежку с плохими"! -- передразнил Незнайка Кнопочку
и скорчил
такую физиономию, что
Кнопочка в испуге
даже
попятилась. --
Если хочешь знать,
я вчера весь
день был
вежливый и ничего плохого
не делал: не ругался, не дрался,
а
если и
говорил какие слова, то только
"извините", "спасибо",
"пожалуйста".
-- Что-то сегодня от тебя этих слов не
слышно, -- покачала
головой Кнопочка.
-- Да я тебе вовсе не про сегодня, а про
вчера рассказываю.
Незнайка
и Кнопочка стали думать, почему все так вышло, и
ничего не могли
придумать. Наконец Кнопочка сказала:
-- А может быть, ты не бескорыстно совершал
эти поступки, а
ради выгоды?
Незнайка даже вспылил:
--
Как это --
не бескорыстно? Что ты мелешь!
Растеряйке
шапку помог найти. Моя
эта шапка, что ли? Пилюлькину
ландыши
собирал. Какая мне выгода
от этих ландышей?
-- Для чего же ты их собирал?
--
Будто не понимаешь? Сама ведь
сказала: если совершу три
хороших поступка, то
получу волшебную палочку.
--
Значит, ты все
это делал, чтоб
получить волшебную
палочку?
-- Конечно!
-- Вот видишь, а говоришь -- бескорыстно.
--
Для чего же я, по-твоему, должен совершать эти поступки,
если не ради палочки?
-- Ну,
ты должен совершать
их просто так,
из хороших
побуждений.
-- Какие там еще побуждения!
-- Эх, ты! -- с усмешкой сказала Кнопочка. -- Ты,
наверно,
можешь поступать хорошо
только тогда, когда знаешь, что
тебе
дадут за это
какое-нибудь вознаграждение -- волшебную палочку
или что-нибудь еще. Я
знаю, у нас есть такие малыши,
которые
даже вежливыми стараются быть только потому, что
им объяснили,
будто вежливостью да
угождением можно добиться чего-нибудь
для
себя.
--
Ну, я не
такой, -- махнул Незнайка рукой.
-- Я, если
хочешь, могу быть
вежливым совсем даром и хорошие поступки могу
совершать без всякой
выгоды.
На христианских уроках у
меня бывало и так, что в этом месте некоторые дети догадываются о том, какое
здесь иносказание, и говорят: «Так ведь те люди, кто может делать хорошее
только потому, что им за это обещан Рай, они ведь похожи на Незнайку. То есть,
делание хорошего, как набирание баллов для Рая, не является райским состоянием
и райским качеством и не может туда вести, не делает человека сродственным Раю.
Наоборот, принуждение себя в этом случае показывает как раз противоположность
нашего тленного качества Вечной Жизни.
Расставшись с Кнопочкой, Незнайка
пошел домой. Он
решил
совершать теперь хорошие поступки только из хороших
побуждений
и совсем даже не думать
о волшебной палочке.
Однако легко
говорить -- не думать! На
самом деле, когда хочешь о чем-нибудь
не думать, так
обязательно только о том и думаешь.
Вернувшись
домой, Незнайка стал читать
книжку со сказками.
Охотник Пулька, который
сидел у окна и чистил свое
охотничье
ружье, сказал:
-- Что ты там читаешь такое интересное? Ты
бы почитал вслух.
Незнайка
только хотел сказать: "Если
тебе так хочется, так
возьми сам почитай",
но в это время он вспомнил
о волшебной
палочке и
подумал, что если
исполнит просьбу Пульки,
то
совершит хороший
поступок.
-- Ну ладно, слушай, -- согласился
Незнайка и стал
читать
книжку вслух.
Охотник
Пулька слушал с удовольствием, и
ему не так скучно
было чистить ружье.
Другие коротышки услышали,
что Незнайка
читает сказки, и тоже
собрались вокруг послушать.
--
Молодец, Незнайка! --
сказали они, когда
книжка
кончилась. -- Это ты
славно придумал -- почитать вслух.
Незнайке было приятно, что его хвалят, и в
то же время было
очень досадно, что он не
вовремя вспомнил о волшебной палочке.
"Если
бы я не
вспомнил о палочке и согласился почитать
книжку просто так, то
сделал бы это из хороших побуждений,
а
теперь получается, что я
читал ради выгоды", -- думал Незнайка.
Так
получалось каждый раз:
Незнайка совершал хорошие
поступки только тогда,
когда вспоминал о
волшебной палочке;
когда же
он забывал о ней, то способен был совершать только
плохие поступки. Конечно,
если сказать по правде, то иногда ему
все же
удавалось совершить какой-нибудь
совсем крошечный
хороший поступок, вовсе не думая о том, что он делает
это ради
волшебной палочки. Однако
это случалось так редко, что не стоит
и говорить.
Проходили
дни, недели и
месяцы... Незнайка постепенно
разочаровался в
волшебной палочке. Чем
дальше, тем реже он
вспоминал о ней и под
конец решил, что
получить волшебную
палочку -- это
недостижимая мечта для него, так как ему никогда
не удастся бескорыстно
совершить три хороших поступка подряд.
-- Ты знаешь, -- сказал он однажды Кнопочке,
-- мне кажется,
что никакой волшебной
палочки на свете нет, и сколько поступков
ни совершишь, а получишь
только шиш.
Незнайка
даже засмеялся от
удовольствия, потому что эти
слова получились у него в
рифму. Кнопочка тоже засмеялась,
а
потом сказала:
--
Почему же в сказке говорилось, что нужно совершить три
хороших поступка?
--
Должно быть, эту
сказку нарочно придумали,
чтоб
какие-нибудь глупые
коротышки приучались совершать
хорошие
поступки, -- сказал
Незнайка.
-- Это разумное объяснение, -- сказала
Кнопочка.
-- Очень разумное, -- согласился Незнайка.
-- Ну что ж, я не
жалею, что все так вышло.
Во всяком случае, для меня это было
полезно. Пока я
старался совершать хорошие поступки, я привык
умываться каждое утро
холодной водой, и теперь мне
это даже
нравится.
Однажды Незнайка сидел дома и смотрел в окно. Погода
в этот
день была скверная. Небо
все время хмурилось, солнышко с утра
не выглянуло ни разу, дождь лил не переставая.
Конечно, нечего
было и думать о том,
чтоб пойти погулять,
и от этого
на
Незнайку напало уныние.
Он с тоской смотрел на
косые
струи дождя,
на фиалки, мокшие во дворе под
окном, на песика
Бульку, который обычно
сидел на цепи перед
домом, а сейчас
забрался в свою будку
и только выглядывал из нее, высунув в
отверстие кончик носа.
"Бедный Булька! -- думал Незнайка.
-- Целый
день на цепи
сидит и не
может даже побегать вволю, а теперь ему приходится
из-за дождя в тесной
конурке сидеть. Надо будет отпустить его
погулять, когда кончится
этот противный дождик".
Небо
прояснилось. Сразу стало светло. Крупные, еще
не просохшие капли дождя
задрожали, засверкали, засеребрились
на листьях травы, на
лепестках цветов. Все как будто помолодело
вокруг, обрадовалось и
заулыбалось.
Незнайка наконец очнулся от своих грез.
--
Солнышко! -- закричал он, увидев, что солнце ярко сияет.
-- Солнышко! Солнышко!
И побежал во двор.
За ним побежали остальные коротышки.
Все стали прыгать,
и
петь, и играть в салочки.
Даже Знайка, который говорил, что ему
безразлично, тучи на небе или солнышко, тоже прыгал от
радости
посреди двора.
А Незнайка моментально забыл и про дождь и
про слякоть. Ему
стало казаться, что теперь уже никогда больше не
будет на небе
туч, а солнышко будет
светить не переставая. Он даже про Бульку
забыл, но потом вспомнил
и спустил его с
цепи. Булька тоже
принялся бегать
по двору. Он
лаял от радости и всех хватал
зубами за ноги, но не
больно, потому что он никогда не
кусал
своих, а только чужих.
Такой у него был характер.
Повеселившись немного, коротышки
снова занялись делом, а
некоторые отправились в
лес за грибами, потому что после дождя
обычно бывает много
грибов.
Незнайка
в лес не
пошел, а, усевшись
возле беседки на
лавочке, принялся читать
книжку. Между тем Булька, который мог
теперь бегать где хочется, нашел в заборе дырку,
пролез сквозь
нее на улицу и, увидев
прохожего с палкой
в руках, решил
покусать его.
Известно, что собаки ужасно не любят, когда у
кого-нибудь в руках
палка. Увлекшись чтением,
Незнайка не
слышал, как
на улице раздался
лай. Но скоро лай сделался
значительно громче.
Незнайка оторвался от книжки и
только тут
вспомнил, что забыл
посадить Бульку обратно на цепь. Выбежав за
ворота, он увидел Бульку, который яростно лаял на
прохожего и,
стараясь забежать сзади,
пытался укусить его за ногу. Прохожий
вертелся на месте и
усердно отмахивался от Бульки палкой.
-- Назад, Булька! Назад! -- закричал,
испугавшись. Незнайка.
Но
видя, что Булька не слушается, он
подбежал, схватил его
за ошейник и оттащил в
сторону.
-- Ах ты змееныш! Тебе говорят, а ты не
слушаешь!
Незнайка как следует размахнулся рукой, чтоб
стукнуть Бульку
кулаком по лбу, но,
увидев, что бедный песик заморгал глазами и
пугливо зажмурился,
пожалел его и, вместо того чтоб
ударить,
потащил во двор. Посадив
Бульку на цепь, Незнайка снова выбежал
за ворота, чтоб узнать,
не искусал ли он прохожего.
Прохожий,
как видно, очень
устал от борьбы с Булькой и
поэтому присел на лавочке
возле калитки и
отдыхал. Только
теперь Незнайка
как следует разглядел его. На нем был длинный
халат из красивой
темносиней материи, на которой были
вышиты
золотые звезды
и серебряные полумесяцы. На голове была черная
шапка с такими же
украшениями, на ногах --
красные туфли с
загнутыми кверху носками.
Он не был похож на жителей Цветочного
города, потому
что у него были длинные белые усы и длинная,
чуть ли не до колен,
белая борода, которая закрывала почти
все
лицо, как
у деда-мороза. В Цветочном городе ни у кого такой
бороды не было, так как
там все жители безбородые.
-- Не укусила ли вас собака? -- заботливо
спросил Незнайка,
с любопытством
разглядывая этого странного старичка.
--
Собака ничего, -- сказал бородач.
-- Ничего себе песик,
довольно шустренький. Гм!
Поставив палку между коленями,
он оперся на
нее обеими
руками и,
скосив глаза, посматривал на Незнайку, который тоже
присел на край лавочки.
-- Это Пулькин пес, его зовут Булька, --
сказал Незнайка. --
Пулька ходит с ним на
охоту. А в свободное время Булька сидит
на цепи, чтоб не покусал
кого-нибудь. Он не укусил вас?
--
Нет, голубчик. Чуть
было не укусил,
но все-таки не
укусил.
-- Это плохо, -- сказал Незнайка. -- То
есть плохо не то,
что не
укусил, а то, что он, наверно, испугал вас. Это я во
всем виноват. Я его
спустил с цепи, а
потом забыл посадить
обратно. Вы извините
меня!
--
Ну что ж, извиняю, -- сказал
бородач. -- Я вижу, что ты
хороший малыш.
-- Нет, я только хочу быть хорошим. То есть
раньше хотел. Я
даже хорошие поступки
совершал, а теперь бросил.
Незнайка
махнул рукой и стал разглядывать
красные туфли на
ногах собеседника. Он
заметил, что туфли
застегивались на
пряжки, которые были
сделаны в виде полумесяца со звездой.
-- Почему же бросил теперь? -- спросил
старичок.
-- Потому что все это чепуха.
-- Что чепуха -- хорошие поступки?
--
Нет, волшебники... Скажите, эти пряжечки у вас на туфлях
позолоченные или же
просто золотые?
-- Просто золотые... Почему же ты
считаешь, что волшебники
-- чепуха?
Незнайка принялся рассказывать о том, как
мечтал о волшебной
палочке, как
Кнопочка рассказала ему,
что нужно совершать
хорошие поступки, и как у
него ничего не вышло, потому что он
был способен
совершать хорошие поступки только ради волшебной
палочки, а не
бескорыстно.
-- А вот ты сказал, что отпустил погулять
Бульку, -- разве
ты это тоже сделал ради
волшебной палочки? -- спросил старичок.
--
Что вы! -- махнул Незнайка рукой. -- Я и забыл тогда
о
волшебной палочке. Мне
просто жалко было, что Булька все время
на привязи сидит.
-- Значит, ты сделал это из хороших
побуждений?
-- Конечно.
-- Вот и есть один хороший поступок!
-- Удивительно!
-- воскликнул Незнайка и даже засмеялся от
радости. -- Сам не
заметил, как хороший поступок совершил!
-- А потом ты совершил еще хороший поступок.
-- Это когда же?
-- Ты ведь
защитил меня от
собаки. Разве это
скверный
поступок? Или, может
быть, ты его ради волшебной палочки делал?
-- Нет! Я о волшебной палочке и не
вспоминал.
--
Вот видишь! -- обрадовался
старик. -- Потом ты совершил
третий хороший поступок,
когда пришел узнать, не искусала
ли
меня собака,
и извинился. Это хорошо, потому что всегда нужно
быть внимательными друг к
другу.
-- Чудеса в решете! -- засмеялся
Незнайка. -- Три
хороших
поступка --
и все подряд!
В жизни со мной таких чудес не
бывало. Вот уж ничуточки
не удивлюсь, если я сегодня волшебника
встречу!
-- И не удивляйся. Ты его уже встретил.
Незнайка подозрительно посмотрел на
старичка:
-- Вы, может быть, скажете еще, что вы
волшебник и есть?
-- Да, я волшебник и есть.
Незнайка изо всех сил таращил глаза на
старичка и старался
разглядеть, не
смеется ли он, но борода так
плотно закрывала
его лицо, что невозможно
было обнаружить улыбку.
-- Вы, наверно, смеетесь, -- недоверчиво
сказал Незнайка.
-- Совсем не смеюсь. Ты совершил
три хороших поступка
и
можешь просить
у меня что
угодно... Ну, что
тебе больше
нравится: шапка-невидимка или
сапоги-скороходы? Или, может
быть, ты хочешь
ковер-самолет?
-- А у вас есть ковер-самолет?
-- Как же! Есть и ковер. Все есть.
Старик
вытряс из широкого рукава своего
халата свернутый в
трубку ковер и, быстро
развернув его, расстелил на земле перед
Незнайкой.
-- А вот сапоги-скороходы, вот
шапка-невидимка...
С
этими словами он вытащил из другого рукава шапку и сапоги
и положил их на ковре
рядышком. Вслед за этим таким же
путем
появились гусли-самогуды, скатерть-самобранка и разные другие
таинственные предметы.
Незнайка постепенно убедился, что перед ним
самый настоящий
волшебник, и спросил:
-- А волшебная палочка есть у вас?
-- Отчего же нет? Есть и волшебная палочка.
Вот, пожалуйста.
И
волшебник достал из
кармана небольшую круглую палочку
красновато-коричневого
цвета и протянул Незнайке.
Незнайка взял палочку.
-- А она настоящая? -- спросил он, все
еще не веря,
что
мечта его сбылась.
-- Самая настоящая волшебная палочка, можешь
не сомневаться,
-- уверил его
волшебник. -- Если
не будешь делать плохих
поступков, все твои
желания будут исполняться,
стоит только
сказать, чего
хочешь, и взмахнуть
палочкой. Но, как только
совершишь три плохих
поступка, волшебная палочка потеряет
свою
волшебную силу.
У
Незнайки от радости захватило
дыхание, сердце забилось в
груди вдвое быстрей, чем
надо.
-- Ну, так
я побегу скажу
Кнопочке, что у
нас теперь
волшебная палочка
есть! Ведь это
она научила меня, как ее
достать, -- сказал
Незнайка.
-- Беги, беги, -- ответил волшебник. --
Пусть Кнопочка тоже
порадуется. Я
ведь знаю, что
она давно мечтает о волшебной
палочке.
Волшебник погладил Незнайку рукой по голове,
и Незнайке на
этот раз
удалось разглядеть на его добром
лице широкую
приветливую улыбку.
-- Тогда до свиданья! -- сказал Незнайка.
-- Будь здоров! -- усмехнулся в ответ
волшебник.
Прижимая к груди волшебную палочку, Незнайка
бросился бежать
и, стараясь добраться
до дома Кнопочки
кратчайшим путем,
свернул в
переулок. Тут он вспомнил, что
забыл поблагодарить
волшебника за
чудесный подарок, и
стремглав побежал назад.
Выбежав из
переулка, он увидел, что улица совершенно пуста.
Волшебника не было ни на
лавочке, ни в каком-либо другом месте
поблизости. Он
исчез вместе с
ковром-самолетом и другими
волшебными предметами,
словно провалился сквозь
землю или
растворился в воздухе.
Конечно, такие размышления как те, чем
совершается спасение: делами человеческими или преображающим Божьим Действием,
нельзя на уроке тут же напрямую выводить из чтения «Незнайки». Нельзя ставить в
один ряд игрушечный персонаж и святое, иначе и христианская истина будет
воспринята тоже как сказка, как художественный образ.
Но яркость и христианский смысл
носовских образов очевиден, поэтому необходимо умелое и тактичное их
использование. Реально в работе с детьми я делаю так: на одном уроке читаем
«Незнайка в Солнечном городе» и рассуждаем о том, что для тленного человека
невозможна жизнь в Добре без примеси зла, это плен, заколдованный круг.
Уже на другом уроке читаем притчу нашего Господа о колосьях и плевелах, и в
беседе по притче говорю о том, что здесь очень прозрачен тот смысл, что
колосья, взятые в житницу, - это праведники, взятые в Рай. Но, давайте,
подумаем вот о чём: колосья ведь всё время не остаются в том виде, какими были
на поле, они будут сначала превращены в зерно, потом в муку, потом в хлеб,
потом перейдут в энергию человека, потом – в его дела… Дальнейшая жизнь – это
превращения, качественные преображения, и также человек входит в Рай, в Вечную Жизнь не в том качестве, в каком
пребывал в тленной жизни, а в том, в какое преобразит его Бог, соответственно
той Жизни, в какой ему быть вечно.
И те свои дела, которые человек
почитал за добрые в земной жизни, и свойства личности, которые казались ему
здесь добрыми, окажутся пригодными только для
этой жизни… Лишь немногие дела, которые человек и не заметил, которые
были естественны ему как дыхание, оказываются созвучны Раю.
Для жизни иного качества окажется
пригоден человек ядущий Плоть и пиющий Кровь Сына Божия, то есть человек
взявший в себя то Райское качество, которого он не может достичь своими силами.
Чтобы детям было понятнее, прочитываю
слова Спасителя о Его Плоти и Крови, спрашиваю, что они означают, а потом
подробно рассказываю о Таинстве Причастия.
Здесь нужен особый такт… Причастие –
это настолько луч из другой жизни, это действие настолько неожиданно для нас, оно
настолько не по человеческой логике, а по Божьей Любви и потому нелогично, но
выше всякой логики. Поэтому и заложенная в Причастии Любовь не объясняется в
течении одной беседы, необходимы многие повторения…Приводимый здесь разговор с
детьми далеко не первый, самые же первые слова должны быть такие, чтобы не
шокировать мыслью о вкушении Тела и питии Крови…
На этом уроке уже не вспоминаем
игрушечного Незнайку, а говорим о тленном, здешнем качестве всех человеческих
дел.
Кстати, если всё решает Причастие, тогда
выходит, что человеческие дела и не нужны ? Нужны, очень даже нужны, ведь
человек на самом деле не колос, с которым можно совершать преображения,
превращения без его на то согласия. У человека есть воля, есть выбор. Чтобы
наделить человека райским качеством,
Богу нужно хотение этого
человека. Вот свой выбор меж Добром и злом человек и совершает, и реализует в
течении жизни своими поступками.