… Однажды прозорливый старец зашел в храм. За чистоту его мыслей и чувств Бог дал ему дар видеть различных ангелов – и светлых, и темных. Как же был изумлен Божий человек, заметив в облачении священника беса, произносящего проповедь. Это вызвало пристальное внимание подвижника веры. Он не упустил ни единого прозвучавшего слова. Когда же нравоучительная речь была завершена, старец подошел к мнимому проповеднику и сказал прямо:

 - Ты – бес. Я узнал тебя. Внимательно выслушав все сказанное тобой, должен признаться, что не заметил, что ты хоть в чем-нибудь отступил от Священного Писания.

- Я старался, - ухмыльнулся бес.

- Но зачем ты это делал? Для чего говорил народу святые слова?

Бес был откровенен:

- Я говорил эти слова так равнодушно, что ни один из прихожан не положит их в сердце, не станет жить по ним. А услышав вновь, отмахнется от них, как от назойливой мухи.

          ОПК становится федеральным предметом…  Мы надеемся, радуемся, но горько, страшно, обидно, если  с христианским просвещением получится, как в этой притче. Формальным преподаванием без любви можно навредить больше, чем гонениями и запрещениями. Вспомним советскую идеологию в школе 80-х годов. Кто же потом в критической ситуации, просто в честных размышлениях о жизни,  обращался к ней в поисках опоры и силы? Она и давалась, и воспринималась, как то, что для ума и языка, а жизнь души, поступки – это совсем другое. Очень тонкая, ускользающая, но страшная подмена, если по советскому образцу   христианство будут подавать, как очередную идеологию, которая только на уме, да на языке, а не в сердце и в поступках.

         

Много споров, каким быть этому уроку. Но спорь – не спорь, а будет он таким, какой придёт учитель.

 

Что будет, если ОПК доверить им:

 

«Мало мне было своих часов, вот этот урок и добавили. Но он неважный, заполню – ка я журнал, а ребята пусть работу над ошибками по диктанту сделают. Ну а в следующий раз какой – нибудь из тех мифов расскажу, как там у них по воде ходили.»
Такая позиция – беда от ограниченности и равнодушия.

 

 

«Нет, нет! Это не поповщина! Мы же не будем учить их молиться. Это же нравственность! Это же культура! Это же история! Надо же знать, у каких народов какие религии…»
Это работа в тоне постоянных трусливых извинений и оправданий. Позиция «Аз не вем Его!». С этой позицией всегда связано отстранённое изучение. Детям предлагается порассматривать Православие, как бы повертеть в руках, поглядывая свысока, как то, чем обладает кто – то другой. Дети ставятся в положение каких – то судей, учёных, исследующих объект под микроскопом. Грустное сравнение: а что, если было – бы введено изучение утешения, сочувствия, правдивости, мужества, изучение любви - изучение со стороны… Кстати эта беда есть на самом деле в преподавании литературы. НО КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕЗАВИСИМО ОТ ИЗБРАННОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НЕОБХОДИМО НЕ СТОЛЬКО ЗНАНИЕ О БОГЕ, СКОЛЬКО ЗНАНИЕ БОГА.

Знающий Бога человек – это тот, кто любит Его, и в ситуациях внутреннего выбора между добром и злом, из которых состоит вся жизнь каждого из нас, выбирает содействие Божьему строительству, соединению, гармонии в жизни и мире и противодействует всему деструктивному в себе и вокруг себя, всему, идущему от Хаоса.

 

 

 

«И чему я только ребят не учила! И истории, и обществоведению, и работы Ленина они у меня на зубок знали! Вот задам параграф, да заставлю конспект написать, и Божье Слово выучат у меня, как миленькие!»
Есть опасность: все мы учились в общеобразовательной школе и у нас на памяти то, как учитель более или менее интересно, придерживаясь логической, удобной для усвоения последовательности, старается переложить знания ИЗ СВОЕГО УМА В УМЫ учеников. И появляется соблазн идти по накатанной дорожке, действовать по хорошо известному шаблону: тем же способом как передавались математические, естественнонаучные или гуманитарные знания «НАЧИНЯТЬ» ГОЛОВЫ УЧЕНИКОВ ЗНАНИЯМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ, богословскими.

 

 

 

Многие православные христиане обрадуются введению предмета «Православная культура», усмотрев в нем возможность проповедью привести слушающих детей и подростков К ЖИЗНИ ВНУТРИ ЦЕРКВИ. Но здесь хотелось бы предостеречь от опасной поспешности. Семнадцатилетний опыт христианской преподавательской работы привел меня к выводу: серьезно, по-настоящему воцерковиться без родителей, неустанно понуждая себя к труду духовного совершенствования, дети не могут. Открыв, что за церковной оградой, есть своя особенная жизнь, подростки могут потянуться к ней, попытаться войти внутрь этой жизни, так как это для них ново, не похоже на то, что дома, в школе, во дворе. Они некоторое время могут с энтузиазмом поиграть в православие, потом интерес их охладится и дети отойдут от церкви как от наскучившей игры. А душа их при этом получит опыт удаления от Бога, легкомысленного отношения, в связи с церковью останется в душе негативный след.

о стратегической цели

          Во-первых, не надо полагать, что ОПК уже через несколько лет принесёт плоды, преображающие народ. Год надо растить курицу, чтобы получить результат, два-три года растим корову; на человека, чтобы вырастить его, как производителя материальных ценностей, требуется лет 20-25. Сколько же надо времени и труда, чтобы восстал воин Добра, сын своей Родины, труженик Мира, и, наконец, гражданин Царства Небесного?

          Такое созидание - дело Божье, только Богу посильное, Бог совершает это созидание художеством всей жизни человека. Вклад же учителя ОПК подобен фрагменту в многоэлементной жизненной мозаике.

          Главную поддержку для себя я нахожу в притче нашего Спасителя о том, что прорастание зерна происходит неприметно, посадивший всегда видит статику, но растение-то растёт.

 

 

 

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, …» (Мр.,4:26-27).

 

 

 

Как долог путь от быстрых зёрен сева

До мига золотого торжества!

                                                           К. Бальмонт.

Самое главное и самое сильное в Божьей работе над душой человека свершается в таинствах Крещения, Покаяния и Причастия. Сознательно же к этим тамнствам человек из невоцерковлённой семьи приходит только тогда, когда с болью ужасается своим грехам, узнаёт о себе «я плохой», испробует все способы освободиться от греха в себе и, наконец, испытывает нужду в Искуплении и Прощении.  (Лечение начинается с осознания себя больным.) Такой опыт у маленького ребёнка невозможен, но готовить его душу к этим взрослым процессам необходимо. Учителю ОПК  надо не тянуть растение за листья, но бережно вчувствоваться во внутренний рост и помогать ему.

А каким же образом, как готовить душу, как помогать внутреннему росту? Ответ однозначный и конкретный – пробуждать совесть. Совесть – голос Божий в душе, в действии совести человек приобретает знание Бога, а не знание о Боге.

          Ещё особенно жарко спорят – каким должен быть предмет ОПК – вероучительным или культурологическим, какое слово в названии главное – православная или культура? Сама я для себя решила и приняла сердцем, что мой урок - пробудительный (не первое и не второе, потому что вере не научишь, она - дар Божий, принизить же веру до культуры - насилие над справедливостью). Никак с христианским уроком - беседой не могу совместить слово "обучение", в нём какое-то омертвение дела, ведь в Царствии Божием нет экзаменационной комиссии, которая будет проверять христианские знания. Экзамен будет во взрослой жизни, когда настанет выбор между выгодой и совестью: обвесить или не обвесить за прилавком магазина, что делать, когда избивают человека и т.п.

          Для такого жизненного экзамена бесполезно перекладывать из головы в голову, нужна передача от сердца к сердцу. Поэтому и задачу называю пробудительной.

          Учителю надо жить на уроке своей верой, но не навязывать её. Жить верой не запретят никакие контролёры, никакие чиновники, а дети, отзвучные сердцем, отзовутся. (Кстати, поэтому и не надо тратить силы, доказывая приоритет православия над культурой.)

      

Говорим, что цель пробудительная… .

 А что пробуждать-то?

          Мы уже сказали, что пробуждать надо совесть. Легко сказать, а как это сделать? Какие темы из безбрежного христианского мира выбрать?

Года три с половиной назад, когда про ОПК только начинали говорить, журнал «Воспитание школьника» предложил мне сделать для  публикации на его страницах проект учебного пособия по этому предмету, жестко  ограничивая в печатной площади. И вот оглядела я полки с многими  конспектами христианских уроков, что накопились за предыдущие годы работы, и стала жертвовать беседой за беседой, темой за темой, откладывая их в сторону, чтобы осталось самое-самое важное,  самое-самое необходимое, то, что надо пробудить с самого начала, скорее, пока открылась дорога к детским сердцам.

          И вот, что осталось, явилось как самое необходимое. Остались  три темы.

Первая:

Беседы ради пробуждения любви к Богу, чтобы это слово было знаком самого Великого, самого Родного, чтобы творения говорили о Творце.

Вторая:

Уроки, чтобы  пробудить сочувствие, соболезнование страданиям мира, повернуть сердца детей к болям всего сущего. Чтобы поставить перед выбором: Вот Добро - вот Зло. С кем я? Чтобы родить личный вопрос о преодолении зла.

Третья:

Беседы, дающие радость победы над злом  в Искупительной Жертве и Воскресении нашего Господа Исуса Христа. ( Имя Сына Божьего пишется с одной буквой И по нашей старообрядческой традиции).

Согласны ли Вы, что эти три  темы – наиглавнейшие?

          Когда эти три темы определились, я вдруг с радостным удивлением поняла,  что это как раз те три вопроса об отношении к Богу, к злу, к спасению во Христе, что задаёт священник новокрещаемому в Чине Крещения. Это совпадение меня утвердило, что именно эти три вопроса определяют позицию человека, необходимую для спасения.

          Дать бы эти три темы ВСЕМ детям на первых порах!

Кстати, публикация не состоялась, но на основе наработанного создан элективный курс. Он опубликован на этом сайте.

Возникает вопрос: а зачем этот курс нужен при обилии учебных пособий по ОПК. Не предлагает ли автор отринуть серьёзные учебно – методические разработки и заменить их своим доморощенным?

       Отнюдь! Курс предлагается не вместо ОПК, а в помощь его введению.

Легко предсказать, что скажут на отведение под ОПК большого объёма часов многие родители:

«Перегрузка!  Отвлечение времени от английского, от компьютерной грамоты на то, что не даёт пользы в материальной жизни.» 

                                           А дети?

.

Чтобы малый ребёнок стал есть кашу, его не надо уговаривать, ему надо дать попробовать хотя бы одну ложку.

Очевидно, что введение объёмного курса ОПК не может не вызвать сложностей, споров, кипения страстей на местах. И чаще всего противодействие будет исходить от тех, кто о христианских уроках слышал лишь положительные общие слова и не представляет счастья богопознания, которое могут вкусить их дети на таких уроках. Мой элективный курс кроме донесения важнейшего в христианстве предназначен ещё и для того, чтобы заинтересовать яркой подачей, живой беседой и вызвать желание продолжить начатое на уроках ОПК. Вот я и предлагаю там, где обязательное введение ОПК может вызвать трудности, свой элективный курс. Три – четыре урока и неверующих родителей не обозлят.

 

И ещё один встречный вопрос ожидаю я от Вас:

А как же дух русского православия, который может быть явлен детям в чудесах святых икон, в житиях праведников и подвижников, в чувстве всей церковной красоты? Именно этим темам посвящены  учебники ОПК!

          Всё перечисленное – одежда всё тех же трёх главнейших духовных обретений, оно – реализация этих трёх в конкретных жизнях, конкретных делах и произведениях.

          Ещё и поэтому  я  настаиваю, что было бы целесообразно дать всем детям три главные темы, а далее работать по одному из альтернативных учебников ОПК, помогая миру Христовой веры расширяться разрастаться  постижением  реалий православной жизни. Конечно, там, где на это согласятся родители и потянутся сердцем дети.

          Работать по учебнику ОПК в зависимости от реальной ситуации, какая сложилась в данном городе (селе), данной школе, данном классе.

 

          Дети разные. Пробуждаемых, отзвучных можно и за три часа пробудить. А дальше надо проявить тонкость и такт для того, чтобы не перестараться, не сделать надоевшим всё христианское, православное. Это та каша, которую запросто можно испортить маслом. Глухих к слову спасения и за двадцать лет не пробудишь, ради них не надо увеличивать количество часов, в которые «бисер будет метаться пред свиньями», святыня будет отдаваться на поругание. ОПК – предмет особого психологического взаимодействия, здесь важно вовремя остановиться, здесь объём и тематику преподавания необходимо индивидуально применять к ситуации и к данной детской аудитории. Здесь очень сильно может навредить всему делу жёсткая скованность рамками программы, невозможность остановиться, если ещё всё, что по программе, не выдано. Здесь страшно, если программа будет значить больше, чем душевное состояние детей и честность учителя пред Богом в желании не навредить.

      

Наконец, напишем слово, которое особенно волнует тех, кто берётся за духовное преподавание.  Это слово – ПРОГРАММА.  Приходилось оказывать помощь учителям воскресных школ, и один из их самых первых вопросов, задаваемых  взволнованным тоном: «А у вас есть программа?», «А Вы мне дадите программу?», «А какая у Вас программа?».  Почему решившиеся нести весть о Боге такое значение предают программе? Дело в чувстве неохватности, огромности христианства. Это такой океан! – А дети ещё ничего не знают … .  С чего же начать? Что же за чем?

Для меня же самой программа – это шкаф. Попробую пояснить. В программе упорядоченно хранятся необходимые темы. Учитель же, ведущий христианский урок, обязательно строит его как беседу, пробуждая личные вопросы детей о вечном и помогая им находить ответы на эти вопросы в своей совести. Поэтому искусство учителя ОПК –  это прежде всего,  слышание, а потом говорение. И, услышав, какова душевная потребность ребёнка в данный момент, надо дать востребованное, найдя в шкафу – программе. Это в математике нельзя умножение изучать раньше сложения, а последовательностей для богословских тем – бессчётное множество (как в мозаике можно начать с любого паззла, присоединять самыми различными вариантами, а получается целая картина), в нашем случае – личный мир веры.

А вот и ещё одна сторона дела. Понятна тревога  священнослужителей и христиан, болеющих за дело духовного просвещения, что при большом объёме часов по ОПК директора школ, чтобы обеспечить всю эту работу исполнителями, наберут равнодушных ремесленников. А ведь есть возможность, сократив, на первых порах, объём до ГЛАВНЕЙШЕГО,  дать умелым верующим учителям – энтузиастам поработать для ВСЕХ детей и поработать очень качественно. Темы, которые и по Чину Крещения почитаются в христианстве главнейшими, я попыталась раскрыть в своём элективном курсе.

 

Простите меня ради Христа! Надеюсь принести пользу и желаю Вам Божией помощи в Ваших добрых делах.

 



Hosted by uCoz