Шести-семилетние дети, с которыми мне приходится иметь дело на христианских уроках в первом классе, ещё не умеют замечать в себе свою душу, воспринимают самих себя только как своё тело, людей делят на хороших и плохих, им не приходилось задумываться о мотивах  своих поступков, различать то, что мы думаем и чувствуем от того, что мы делаем и говорим. Они могут с искренним увлечением рассуждать, как в том или ином случае следовало бы поступить, а как нельзя, и тут же вести себя по-другому и так же искренне не замечать этого.

Мы, верующие люди, обрадовались тому, что наконец стало возможно в школе открыто говорить детям о Боге, раскрывать глаза на то, насколько мир больше нашего материального опыта, как по-другому в этом видении выглядит наша жизнь. Дети откликаются радостно, с интересом усваивают новые знания, но всё-таки этого недостаточно. Знать о Боге и поступать по-Божьи - это не одно и то же.

Очень важно учителю ОПК спрашивать себя: « А скажется ли реально наше обучение на жизненном поведении детей?»

Специфика урока ОПК: урок должен вести к поступку, а не только нагружать знаниями. Или точнее: главное на уроке - не передать знания, а пробудить совесть, что и выразится в поступке.

ОПАСНО переполнять знаниями, как хорошо, как надо, и не помогать детям выразить знания поступком.

Нельзя ставить на уроках только рассуждательно- философские цели или цели эстетические, необходимы в каждом уроке цели нравственные, направление на поступок.

 

Я попробовала в первом классе начинать не с того, что есть Бог, а с того, что обращаю внимание ребёнка на его собственную душу, на то, что в ней реально может происходить, на то, как часто делаем не то, что хотим…

Опыт невидимого в себе самый близкий и реальный, так готовится восприятие дальнейших слов о невидимом Боге. Главное же: когда дети хотя бы немного прикоснутся к трагедии рабствования человека греху, тогда о Боге узнают не только как о Том, о Ком интересно говорить , думать, но как о том, встречи с Кем ждут.

Работать таким образом с маленькими, начиная с размышления о человеческой душе, я попробовала в этом году впервые. Первый урок я здесь не привожу, он есть в этом сайте в элективном курсе. На нём я так же показываю опыт с магнитом, привожу к мысли, что есть не только видимое, но и невидимое, на этом уроке первые примеры (случаи ,когда проявляются чувства: любовь, совесть, радость),объяснение, что ни с помощью операции, ни с помощью рентгена чувства увидеть нельзя. Но в отличии от элективного курса на этом уроке в первом классе я пока не говорю о Боге невидимом Духе.

А заканчиваю урок игрой «Видимое-невидимое».

Учитель называет слова, например: солнце, дом, свет, желание, вода, воля, счастье, дерево и так далее… Дети реагируют на материальные предметы хлопком в ладоши или подниманием руки.

 

 

 

 

 

 

Дальше идут вот такие уроки:

 

 

Тема. Учимся различать видимое и невидимое. Первое размышление о человеческой душе.

Цель. Продолжаю готовить детей к первому разговору о Боге открытием, что существует то, что не входит в наш привычный опыт.

Помогаю детям ощутить что другой человек, «не я», тоже сам для себя  центр, тоже мир со своими мыслями и чувствами.

Также готовлю к первому разговору о Боге, не произнося слово «Бог», а погружая в атмосферу нравственных размышлений, потому что в этой атмосфере есть предчувствование Бога. Помогаю почувствовать, что такое тщеславие, гнев, жадность. Помогаю осознать, что нельзя делить людей на хороших и плохих: люди хороши, но как тучи на солнышко, на наши души находят плохие чувства.

  

                    Ход урока.

Учитель. Помните, я говорила вам слово «душа»? А что это слово означает? (Скорее всего дети перечислят чувства: любовь, радость, удивление, совесть, назовут мысли.)

Вопрос. Кого видим на картинке? (Иллюстрация приложена к конспекту.) (Дети отвечают: «Мальчика и щенка ».)

Вопрос. Когда смотрим на мальчика, то душу его видим? (Нет, видим его голову, руки, ноги,- то есть, тело.)

Учитель. Значит, в человеке есть две важные части: одна составляющая –видимая, другая – невидимая. Какие это части? (Тело и

душа.)

Учитель. Некоторые люди говорят: « Мысли – это мозг ». А другие говорят: « Мысли в мозгу». А как правильно? (Как радио и радиоволны.) И ещё: Чувства - это сердце?

Учитель. То есть, сердце и мозг можно увидеть, если врач сделает операцию. Врач до сердца и мозга может даже дотронуться. Но до чего он не сможет дотронуться, чего не увидит?

Вопрос. А что ещё видимое вы можете назвать, глядя на картинку? ( Трава, солнечный свет, одежда мальчика, игрушки, земля, песчаная крепость).

Вопрос. А можем мы догадаться о том невидимом, что есть в душе мальчика? (Помогая детям подобрать слова, учитель старается, чтобы было сказано о том, что мальчик радуется солнышку, ощущает единство с миром, интерес к строительству крепости (назовём это радостью творчества). А к собачке какое чувство?- Ласка.

Учитель. Иногда дети, когда спросишь их: «Какие чувства?», отвечают: « плохие» или «хорошие». Надо учиться характеризовать более точно.

Переход к следующему смысловому моменту беседы. Итак, чувства, состояния души мы не видим, но о том, какие они, мы можем догадаться.

 

 

Сейчас поучимся догадываться.

 

 

Учитель Кратко пересказывает отрывок из сказки Гаршина «Лягушка – путешественница» и показывает иллюстрацию.

Что заставило лягушку закричать и разжать челюсти?

Покажите, где у нас помещается похожее чувство?

А с чем можно сравнить чувство, распиравшее лягушку?

(с раздувающимся в груди мячиком, который вот-вот лопнет).

Как называется это чувство? (хвастовство, тщеславие)

Что слышим в слове «тщеславие?» (тщетная (бессмысленная) слава).

Можно ли увидеть внутри лягушки тщеславие?

Бывает ли тщеславие у людей? Оно видимое или невидимое? Тщеславие- это хорошее чувство или плохое?

Некоторые ребята путают: делать хорошее и добиваться за свои дела похвал?

Какое здесь различие? Делать хорошие дела – это правильно, а                                                   напрашиваться на похвалы, добиваться, чтобы твои дела видели – это ослабляет человека и распыляет его дела.

 

 

 

 

Учитель. Расскажу ещё про одно невидимое, но очень сильное чувство.

А вы подумайте, нужное ли оно? Помните, как в сказке «Аленький цветочек» купец сорвал в саду чудища цветочек краше которого нет на свете…

Учитель читает.

Как называется это чувство? Можно ли увидеть гнев глазами?

Тщеславие мы ощущаем как раздувающийся мячик, а как ощущается гнев? Пожалуй, как огненный вихрь, закручивающийся в груди и поднимающийся к горлу. Ощущать мы гнев ощущаем, но видеть, конечно, не можем. Почему? ( Гнев – невидимое, невещественное, нематериальное чувство.) А вот на этой картинке нарисован сам гнев или человек, который находится в состоянии гнева?

 

 

 

 

Вопрос:  А как бы Вы нарисовали жадного человека?

Выслушав предложения детей, учитель показывает свой рисунок.

Учитель объясняет смысл слова «сребролюбие» как синонима жадности.

Вопрос.  А можно ли нарисовать не жадного человека, а саму жадность? Почему?
Вопрос.
А эти плохие чувства ( тщеславие,  жадность, гнев) приходят ко всем людям? Что делать, когда ощущаешь такие чувства? (Не выпускать их из себя, не портить жизнь другим людям.)

ьодлжэтождэвапов

 

В завершении урока игра «Видимое-невидимое», другая игра с мячом «Чувства, которые принимаем; чувства, которые отбрасываем.»

 

 

 

 

Тема. Что делать, когда в душу приходят плохие чувства.

Цель. Направляю внимание детей к их собственной душе и к душам других людей. Двигаемся от общего разделения на «хорошо-плохо» к более конкретному пониманию своих как положительных, так и отрицательных переживаний.

Ввожу новое: объясняю различие между чувствами и мыслями с одной стороны и словами и поступками с другой. Показываю, как невидимые чувства и мысли становятся мотивами, причинами внешне воспринимаемых слов и поступков. 

Наконец, с помощью песни Светланы Копыловой «Гневливый» привожу к вопросу: Что же делать, когда душа захвачена злыми чувствами?

Вся названная работа предваряет первый разговор о Боге, так как интерес к нравственным вопросам ведёт к Богу.

 

ХОД УРОКА.

Учитель.  Мы уже умеем различать видимое и невидимое. А ещё нам надо научиться отличать мысли и чувства от слов и дел.

  А вы умеете отличать то, что вы думаете и чувствуете от того, что вы делаете и говорите? Вот я отворила дверь, прошла к столу, стала раскладывать то, что необходимо для урока. Это я..? (дети: «Сделала»), я поздоровалась. Это я..? (дети: «Сказала»). Я смотрела как вы на перемене шумите, а в голове у меня было: «Сколько интересного и трудного я для вас приготовила, сумею ли я все это передать, сможете ли вы все это воспринять»… «Это я..?» (дети: «Думала»). И вот сейчас, когда я вижу, что вы ничего не пропускаете, в глазах ваших мысль и внимание, мне очень радостно, что мне и вам вместе интересно одно и тоже, что у нас есть взаимопонимание, и мне от этого в душе хорошо и радостно. Это я..? (дети: «Это вы чувствуете»).

Учитель объясняет условие игры.  Если я называю дело или слово, вы шевелите пальцами; если же назову чувство или мысль, то вы пальцами касаетесь груди.

Игра. Учитель называет, дети сигналят.

Жадничать       спрятать, украсть

 гневаться         обзывать, драться, ругаться

трусить             прятаться, врать, предавать

любить              ласкать, заботиться

жалеть               спасать, утешать, защищать

тщеславиться   хвастать

лениться           бездельничать

радоваться        прыгать, смеяться, улыбаться

 

Вопрос. Вот мысли с чувствами. Вот слова с поступками. (Указывает на доску.) А что к чему приводит? Что чему даёт толчок? Что от чего рождается? (Да, от чувств и мыслей рождаются дела и слова. Причём, от добрых добрые, а от злых злые.)

 

Учитель. Вот какая история. Я разбил чашку и сказал на Бобика. Бобика выгнали. Шёл дождь и Бобик плакал. «Мама, прости Бобика, чашку разбил я!» Какие вы здесь замечаете чувства и какие поступки? (Трусость приводит к вранью, клевете. Совесть побуждает признаться, сказать правду.)

 

Учитель. А теперь прочитаю такое стихотворение, в котором есть целая история.

Учитель читает стихотворение Светланы Копыловой «Гвозди».

 

                                                 Гвозди

 

 

1.  Жил человек  гневливый до предела.

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

      Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

 

2. Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

 

3. Отец его  заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

 

4. И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

 

5. Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть, острей.

 

6. И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного  слова

       Навеки остаются у людей.


Может создаться впечатление, что это стихотворение шести – семилетним детям не по возрасту. Но практика показывает, что первоклассники вникают в его содержание с интересом и удовольствием, надо только первое чтение сопроводить подробным комментарием.

Выглядит это так: Жил человек, гневливый до предела,

Что это значит? Этот человек чуть что обижался, ругался и лез в драку, не мог вынести ни одного неприятного слова, мог даже разозлиться из-за взгляда.

Что же велел ему отец? Зачем? Отец велел ему всякий раз, когда ярость, гнев рвутся из его души,  молотком вбивать в столб большущий гвоздь, вкладывая в удары то, что бушует в душе. Пусть гнев выплеснется не на человека, а на железо и столб.

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

      Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

 

Давайте читать дальше:  узнаем, послушался ли сын отца, и что из этого

получилось.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Это означает, что гнев охватывал сына по двадцать-тридцать раз в день ,и он вколачивал в столб новые и новые гвозди.

А как вы понимаете слова:

«Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел»?

 

 

Таким образом, осваивается текст всего произведения, и класс слушает песню в исполнении автора.

 

Учитель. Как вы думаете, этот сын – хороший или плохой человек? Скорее всего дети скажут, раз гневливый, значит, плохой. Учитель возражает, спрашивая: «А зачем же тогда этот человек много дней выполнял такую большую работу над собой (вбивал, затем вытаскивал такое множество гвоздей ), почему радовался, сказав наконец: « Смотри, отец, я победил его!» ? Значит, этот  человек не любил свой гнев, гнев ему мешал, человек работал над тем, чтобы освободиться от своего гнева.

Выходит, что человек-то хороший, как солнышко, а гнев ему мешал, загораживал его хорошую душу, как туча загораживает солнышко.

 

Учитель. А правильно ли делить людей на хороших и плохих, говорить: «Вот этот человек хороший, а этот – плохой?» Выслушав детей, учитель сам отвечает на свой вопрос: «Бог всех задумал хорошими, с душей, прохожей на солнышко, но плохие чувства приходят в души людей, и солнышко загораживают.» Интересно, что, пока не заводя специального разговора о Боге, учитель естественно упоминает о нём в речи, внося новые и новые штрихи, из которых постепенно складывается ощущение Божьего величия и

Божьей доброты.

Учитель. А виноват человек, что его душу вдруг застилает страх или гнев или жадность или лень или обида?- Нет, человек не виноват, святые люди говорили, что человек не может помешать приходу злых чувств, как не может помешать порывам ветра охватывать себя, но человек выбирает слушаться этих чувств или не подчиняться им. Выносить их в мир или не выносить.

Учитель. А что же нам делать, если мы чувствуем, что в нашей душе солнышко  загородила туча (какое-то плохое чувство) ? Не надо пугаться, считать самого себя плохим, не надо считать других плохими и виноватыми. Надо постараться не выпускать это чувство в мир на кого-нибудь живого ( если тебе на душе плохо, все рано не надо грубить взрослым, дразнить младшего, бить щенка, ломать ветку дерева.

Учитель. А может быть, вы вспомните такие случаи, когда к вам приходили злые чувства? Как это было? Удивительно, как много огорчений,  душевных травм, ран вспоминают дети. Сама я реагирую на это словами: «Ну вот теперь ты понимаешь себя и понимаешь  того человека, понимаешь, какие пришли тогда чувства.» Пока этого достаточно. Разговор об обращении к Богу за защитой от злых чувств ещё впереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Чувства и поступки.

Игра.

 

Hosted by uCoz