Христианские темы, нашедшие художественное раскрытие в книге «Хроники Нарнии».

 

  ...В СОТВОРЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ ЯВИЛОСЬ ТРИЕДИНСТВО БОГА.

 

  Бог один, при этом Он - Пресвятая Троица. Для сравнения: каждый из нас тоже один человек, но при этом триедин: у человека мысль , слово, дух.

Первое Лицо Пресвятой Троицы - Бог Отец, второе Лицо - Бог Сын, третье Лицо - Бог Святой Дух.  Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бога Сына, во многих молитвах называют Бог Слово. Почему же у Него такое Имя?

Давайте понаблюдаем за собой - за тем, как мы думаем и говорим. Пока мысль в го­лове, ее никто не узнает, ее нельзя увидеть, услы­шать, потрогать. Она не материальна. Но вот  мысль высказали кому-то, одели ее в звучащие слова. Материализовали. Из тайной, скрытой в сознании, неизвестной сделали известной другим. Так значит, Слово - это то, что выражает мысль, де­лает ее явной, понятной всем.

Но, оказывается, слова бывают не только зву­ковые.  Можно рассказать о красоте, а можно и не рассказывать, а просто показать фотографию полюбившегося места. И речь - слово, и фотография - тоже слово, только зрительное.

У изобретателя в уме  мелькнет идея необычной машины, и он ста­нет собирать, конструировать придуманную ма­шину. И вот необычная машина сделана. Своим ус­тройством, формами, она явит, выразит  идею. Машина станет зримым словом, одевшим собой  мысль.

Скульптура, выразившая замысел скульптора - тоже слово. Вот такие могут быть слова. И невидимая идеальная мысль может вкладываться внутрь материального слова и содержаться в нем.

Бог же - самый великий Художник, Скульптор, Изобретатель и Поэт во всей Вселенной. Он изоб­рел, сочинил мир и Свою Мысль о том, каков дол­жен быть этот мир, облек в совершенные прекрас­ные формы, в неповторимую красоту.

О том, как творил Бог Вселенную, пишет святой Григорий Богослов: "Мысль была делом, которое производилось Словом, совершалось Духом". Все православные люди знают наизусть православный Символ Веры, его первую строку:" Верую во еди­ного Бога Отца Вседержителя, Творца небу и зем­ли, видимым же всем и невидимым..." Святые Отцы составили Символ Веры на греческом языке, где слову "Творец" соответствует слово" Ро | ето". Бог

- Поэт мира, Он творит мир, сочиняя его.

Бог Отец проявляет себя, как Мысль, Мысль дает толчок из небытия в бытие. Это Мысль о том, каким должен быть создаваемый мир.

Божья мысль о мире тут же одевалась видимым Словом - вещественной формой этого нового мира. Представь себе счастливого поэта, который слагает стихи, и все, что он ни придумает, все вок­руг него появляется видимым чувственным обра­зом. Так чудесно и получалось у Бога. Бог сочинял мир...

Божья мысль обдумывала, каким миру быть. Воплощая Мысль, строились атомы, рождалось вещество, строились планеты, загорались звезды, распространялась по земле растительность. Весь вещественный мир, его телесность - видимое Сло­во Бога. А "Слово" - это имя Бога Сына. В телесных формах, выразивших мысль Бога Отца, проявил себя Бог Сын, Бог Слово. И весь мир оживлялся дыханием Святого Духа, ведь третье Лицо Пресвя­той Троицы - Дух Святой - есть жизни Податель. Все вещественные формы мира являлись к бытию жи­выми, способными развиваться, давать потомство, воспроизводить себя.

Нераздельны Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Свя­той - единый Бог Пресвятая Троица. Нераздельны и Мысль, дающая толчок бытию, и Слово, в Ком все становится существующим, обладающим бытием, и Дух, Который наделяет сотворенное дыханием жизни, делает живым. Так в сотворении видимого мира явил Себя единый и нераздельный истинный Бог - Пресвятая Троица.

 

 

 

 

...НЕТ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ БИБЛЕЙСКОЙ КАРТИНОЙ СОТВОРЕНИЯ МИРА И ЕСТЕСТВЕН­НЫМИ НАУКАМИ.

 

Давай откроем Святую Библию. На самой первой ее странице мы читаем о том, что Бог сотворил види­мый материальный мир в шесть дней "... И сказал Бог: да будет свет. И стал Свет. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один". И так строгими величественными словами рассказывает Святое Писание о каждом из шести дней творения:"... И был вечер, и было утро: день второй. ...И был вечер, и было утро: день третий..."

"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал..." И вроде бы выходит, что Биб­лия говорит о днях, а наука - о целых периодах или эпохах. А никакого противоречия-то на самом деле и нет. Ведь в первоисточнике Библии славянскому слову день соответствует слово "ИОМ". Это озна­чало и ДЕНЬ, и ПЕРИОД ВРЕМЕНИ. И каждый из упоминаемых в Библии шести дней творения вов­се не является астрономическими сутками продол­жительностью в 24 часа, ведь великий Бог имеет перед собой в одном вечном настоящем прошлое и будущее, в единстве охватывает всю бесконеч­ность времени. Поэтому и миллионы лет для неиз­меримого Бога могут быть и одним днем, и одним мигом.

Святые Отцы Церкви, писавшие толкование на книгу Бытия о днях творения, слово"дни" понима­ли тоже не буквально. Иоанн Златоустый пишет: "Для чего было сказано, что было утро и был ве­чер, чтобы ты знал, что не мгновенно все появи­лось, а что было начало, середина и конец этого периода." Выходит, что шесть библейских дней тво­рения и были впоследствии исследованы наукой как эпохи становления материального мира.

Как появились горы, моря, русла рек? На уроке географии мы слышали, что вулканы сотрясали землю, местами она трес­кала, местами проседала, а где-то земная гора под­нималась, так появились реки и горы. Так можно подумать, что рельеф сотворили вулканы.

Сначала может показаться, что одни природные процессы сами собой порождали другие, одни явления природы приводили к другим. Одно влияло на другое. Это и было строительство Вселенной, становление жизни на земле. И никто тут ничего не продумывал и не создавал. Все со­здавалось само собой медленным развитием. Что же, верующему человеку надо спорить со всем этим, кричать, что никакого тысячелетнего разви­тия и изменения природы на земле не было? И не признавать открытий науки, говорить, нет, это не природа развивалась, это все Бог взял и создал? Нет, верующему человеку наука не мешает. Он со­глашается с открытиями науки, но понимает самое главное: это тысячелетнее строительство незримо вел Бог. Верующие не представляют, будто Бог тво­рил как мастер, который тут же на глазах руками вылепливает и сколачивает свое изделие. Пред­ставь, что скульптор надел шапку-невидимку. Его не видно, не видно его рук, видны только резец и кусок дерева. Зрителю будет казаться, что резец сам по себе режет древесину, придает ей форму скульптуры. И поверхностный наблюдатель скажете "Все происходит само собой". Вдумчивый обратит внимание на то, что резец не беспорядочно ковы­ряет дерево, а ваяет по какому-то плану. Такой че­ловек за движениями резца почувствует разум и догадается о присутствии скульптора в шапке-не­видимке.

Бог - Скульптор, который трудился над своим произведением миллиарды лет. А так как Он Сам невидим, то со стороны это выглядело как есте­ственный самостоятельный рост и развитие. Все, что сказано в учебнике, скорее всего так и было,' но природное действие было устроено и направ­лено Богом, то есть вулканы были как резец, а на­резанный ими рельеф становился изделием. Или еще пример: в яйце формируется цыпленок. Что строит маленький зародыш? Тепло, которое идет от наседки? Законы в самом веществе яйца? Да, действие всего этого есть, но действие направля­ется Богом. Тепло - инструмент, цыпленок - живая скульптура. Так и во всем многосложном мирозда­нии. Ты только представь много-много взаимодей­ствующих частичек и процессов. И действием од­них можно объяснить другие, и это не будет неправдой. Но за всем за этим будет стоять Бог, Его Разум, Его Сила, Его Творчество.

Как-то одна старенькая бабушка мне рассказы­вала свой разговор с зятем-атеистом.

- Эх ты, Ивановна! - говорил он ей, - темный ты человек, в Бога веришь.

- А как же не верить! Землю - то Кто создал?

- Да никто. Молекулы миллиарды лет лепились-лепились, вот и получилась Земля.

Расстроилась старушка, а потом нашлась:

-          Может, оно и так, может, молекулы-то твои и лепились, только не куча корявая из них вылепи­лась, а Земля красивая да ладная. Значит, разумом Божьим молекулы направлялись, каждая на свое место пристала.

 

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ И ЗАПРЕТНОМ ПЛОДЕ.

Одним из первых библейских сюжетов, что знаком всем верующим и неверующим, является рассказ об Адаме и Еве. К сожалению, у многих сложились расхожие, но неправильные способы его осмысления. Один можно назвать «сказочным». Будто бы было в раю такое дерево, скорее всего, яблоня, и висели на нем яблоки - запретные плоды. И ими Бог особенно дорожил, а когда Адам и Ева их съели, то Он их за это взял и прогнал прочь. В этом «сказочном» восприятии первый грех понимается как кража яблок, а действия Бога уподобляются мести. Но как же опрощен и обужен Текст Священного Писания в этом «детском народном варианте»! Как этот вариант восприятия компрометирует и уничижает Бога. Но не хочется верить, что вся трагедия, все боли человечества, все его крики отчаяния, идущие из глубины души, берут начало чуть ли не от бытовой ссоры. Есть и другая версия первого греха: вкушение запретного плода будто бы состояло в том, что Адам  познал Еву. Сторонники этой версии почему-то находят здесь даже что-то жареное, для них она - повод криво ухмыльнуться, многозначительно с ехидцей посмотреть на собеседника: «Н-да, плод-то плодом, но провинились-то они кое в чём другом!» Тут Бога воспринимают еще хуже, как провокатора: создал людей с соответствующей физиологией, с желаниями, оставил в уединении, а потом еще и наказал за то, что произошло. Такие люди тоже относятся к тем, кто поверхностно знаком с Библией, ведь в ней еще до грехопадения первых людей говорится, что Бог создал Адама и Еву мужем и женой и велел им продолжать род. Так какой же тайный глубокий смысл содержится на самом деле в истории о вкушении запретного плода?

При чтении чего-либо серьезного всегда возникают вопросы. Когда вы будете читать Библию, поставьте их перед собой и будьте готовы ответить на вопросы сына или дочери, а может, и поставить эти вопросы перед ними. А вопросы могут быть такие.

Почему в истории об Адаме и Еве нет ничего такого, чего нельзя знать малым детям? Что за необыкновенные свойства имели эти самые плоды? А зачем Бог насадил это дерево в раю? В каком же месте находился рай, и куда первые люди из него ушли? Неужели слова Бога «смертию умрете» были неправдой, ведь, съев плод, Адам и Ева не упали тут же замертво?

Почему в истории об Адаме и Еве нет ничего такого, что нельзя знать малым детям?

Многие считают, что нарушили чистоту рая первые интимные отношения, и ошибаются. Еще до того, как первые люди вкусили запретный плод, Бог сказал им: «Плодитесь и размножайтесь!» (Быт. гл.2). Объявив их мужем и женою, Он благословил союз первых мужчины и женщины и супружеские отношения и деторождение. Сегодня же благословение Божие на брак подается в таинстве венчания. Если ребенок будет знать, что развитие ростка из зернышка, рождение человека и всякого существа, что любое начало жизни есть прекрасное и непостижимое Божье дело, - это будет залогом большого человека в будущем. А коли посмеется над этим человек, то разве не умалит он себя?

Какой же на самом деле плод попробовали первые люди? Что же за необыкновенное свойство имели эти самые плоды?

Поговорим о символическом понимании этой истории. Многие философы понимают запрет Богом срывать плод с дерева познания добра и зла как желание Творца, чтобы люди не пробовали зло, не пробовали грешить.

Последнюю мысль поясню на примере: вот маленький ребенок, который всегда слушался свою мать. Был с ней в согласии и дружбе, а поэтому и не представлял, как может быть неуютно и плохо на душе, если поссориться с мамой, поступить ей наперекор, почувствовать себя от нее отдельно. Мама купила пирожное, поставила на стол и предупредила ребенка, чтобы он пирожное не трогал, так как оно - для гостей. Ребенок все-таки не удержался, отломил и съел кусок и тут же испытал никогда раньше неизведанное им чувство вины перед матерью, чувство отдельности от нее. В тесте пирожного не было никакого ядовитого вещества, которое внесло в душу ребенка смятение, стыд, вину. Вкус этих чувств пришел в душу не из пирожного, а из самого поступка.

После того как Адам и Ева попробовали запретный плод, по их душам расползлось ранее неведомое чувство вины пред Богом, чувство отдельности от Него, страха, что Бог узнает и накажет их. В первый раз был испытан людьми вкус тревоги, смятения и греховной тяжести. Таким образом, они впервые познали, что такое зло. Недаром и дерево названо деревом познания добра и зла.

Обычно на уроке спрашиваю у детей: «А что, если бы Бог не с этого, а с другого дерева запретил людям есть плоды, а они бы съели, пришло бы в их душу такое плохое состояние?» Постепенно дети понимают, что дело не в необыкновенном свойстве плодов, а в непослушании Богу. С какого бы дерева ни сорвал плод, вообще чтo бы ни сделал наперекор Богу, сразу же изведаешь тяжкий, противный вкус греха, который омрачит совесть. Зло растворившееся в душах первых людей. - это не вкус плода, а вкус самого их поступка. Когда человек, еще ни разу в жизни не лгавший, первый раз говорит неправду, он вкушает запретный плод и ОПЫТНО познает, что такое ложь. Всякий, кто впервые позавидовал, разозлился, превознесся, открывает для себя этот грех, вкушает запретный плод с дерева познания. Правда, мы настолько сжились со грехом и настолько рано грех отведали, что и не помним этого первого вкушения. Может быть, и библейская история о том, что Адам и Ева попробовали запрещённый Богом плод, означает, что первый раз в жизни они сделали что-то плохое: возможно, обидели друг друга или солгали, возможно, проявили какую-то жестокость к окружающему миру. И так впервые испытали, каково зло на вкус. При таком понимании дерево - это образ единственного запрета, который имели от Бога люди: запрета на зло.

Итак, плод - это любой грех.

Так зачем же все-таки Бог насадил это опасное дерево посреди рая?

И правда, как было бы хорошо: не было бы этого дерева и были бы люди всегда в раю. И зачем Бог его насадил? Это интересует многих детей, но это интересует и тех, кто понимает библейскую историю символически, и кто видит в дереве образ всякого греха, всякого преступления Божьей воли. Зачем Бог поставил людей перед возможностью поступить Ему наперекор? Зачем Он дал им возможность Свою волю нарушить? Ведь Он всемогущий, Он мог бы создать для людей такое искусственное, парниковое житье, когда они просто бы не знали и не имели повода, и не умели бы делать ничего плохого. И вечно пребывали бы в таком блаженном, успокоенном, добром состоянии? Так зачем Бог такую возможность дал? Конечно же, не для того, чтобы подтолкнуть людей ко греху. Многие говорят: он хотел людей проверить, верны ли они ему? Исполнят ли они его волю? Зачем проверять Ему, Тому, Кто и так все знает? Он уже до сотворения Адама и Евы знал, что они согрешат, и знал, что от этого согрешения начнется страшная и кровавая, полная слез, отчаяния и горечи человеческая История. Бог это все знал всегда.

Скоpee всего, дело вот в чем... Почему-то часто забывают, что дерево в раю - не только дерево познания зла, а еще и дерево познания ДОБРА. Действительно, попробовали преступить Божью заповедь, вкусить то, что запретно, - и познали зло. А ведь могли бы познать ДОБРО. Познали бы ДОБРО, если бы отказались следовать своему хотению, желанию своего «я». ДОБРО, сам Бог, всегда познается в точке отказа от греха, совершить который захотелось нашему «я». Всякий раз, отказываясь от того, к чему влечется наше «я», мы совершаем жертву. А для кого мы ее совершаем? - Для БОГА. И в момент отказа от греха Бог открывается человеку и изли-вает в его душу великую радость и любовь, ребенок потянулся к одуванчику, но сказал: «Пусть растет!» - и отдернул руку. И в этот момент стал счастлив. Ученица, защищая перед экзаменационной комиссией реферат, нашла мужество не говорить расхожих штампов, которые от нее ожидали, отказалась от малодушия и человекоугодия, правдиво высказала свое мнение. И хоть оценка была невысока - на душе стало светло. Человек пострадал в аварии, но отказался от судебного иска. Ему окрылись спокойствие и свет прощения.

Разрушение, малодушие, месть - это запретные плоды, которых хочет наше «я». Мы отказываемся от них ради Бога и при этом свое «я» свергаем с трона, и освобождается в нашей душе место для воцарения Бога. И Бог входит в нашу душу. И взамен того, от чего мы отказались, Он награждает нас своим присутствием и Любовью.

Так и первые люди, Адам и Ева, если бы остановили себя, тогда бы познали, что есть ДОБРО. Дерево посреди рая, его плоды можно понимать как предложение Бога совершить жертву и в награду за это испытать Любовь Бога.

Оказывается, и грех нужен - затем, чтобы на пороге греха, в момент преодоления его рождалась бы любовь к Богу. Всякий момент жизни мы словно на распутье у большого камня с надписью, стоим перед выбором. Человек познал бы самую прекрасную, самую высшую любовь, если бы отказался совершить грех. Но он не отказался и познал грех. Ему именно через это древо давался рай еще в. большей степени. Но человек потерял рай вместо того, чтобы увеличить райскую радость. Теперь ищи, человек, рай в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. И с момента первого греха все долгое время житья на земле все человечество решает одну большую задачу: все человечество учится Любви.

В каком же месте находился рай и куда Адам и Ева из него ушли?

Некоторые считают, что рай находился на небе, другие говорят, что он был в Междуречье.

Думаю, и детям, и взрослым понятен такой пример.

Вот человек поссорился в семье со своими близкими, разгневанный, сердитый, хлопнув дверь, он вышел из дому, дошел да ближайшего парка и сел на скамейке. Сквозь листву льется солнечный свет, гладит кожу ласковый, мягкий ветерок, сладким ароматом благоухают цветы. Но человек на скамейке стискивает зубы, смахивает слезы все больше и больше распаляется гневом его сердце, все больнее и тяжелее ему.

Что же получается? Этот человек находится светлым солнечным днем в красивом парке. Но он не видит, не принимает внутрь своей души радости этого солнечного дня, ведь все место а его душе занято, «до отказа» забито болью, конфликтом, обидой. Человек, вроде бы, в этом дне и в этом парке, но в то же время ни день, ни парк для него не существуют.

После того, как Адам и Ева первый раз попробовали делать плохое, ранее неведомое ощущение греха, зла расползлось по их душам и заполнило их. И какие бы чудесные цветы ни распускались в Раю вокруг Адама и Евы, и как бы ярки ни были небеса, и какой бы чистой свежестью ни веяло от ручьев и рек, и как бы ароматны и сочны ни были плоды, и как бы нежно ни пели птицы, всего этого для Адама и Евы как бы уже и не было, потому что с прежней полнотой охватить райскую радость своей душой они не могли. Не могли взять окружающий их рай в свою душу, почувствовать его близко, со всей силой и яркостью.

Грех - смерть души. И после него начались в душе борьба, разрушение, разложение, и теперь человек был обречен все воспринимать сквозь мутную, больную пелену этого разложения. И поэтому, даже оставшись жить на прежнем месте, Адам и Ева все равно будут не в раю, ведь РАЯ БОЛЬШЕ НЕТ В ИХ ДУШАХ.

Изгнание согрешивших людей из Рая понимают не как пространственное перемещение из лу шего места в худшее. А именно так, что люди сами изгнали из своих душ рай, заменив безмятежный   внутренний покой и чистоту совести, радостное слияние с красотой Божьего мира на кипение страстей, на длительное умирание души. Обычно сторонники такого мнения предполагают, что Раем был один из прекраснейших уголков земли и чаще всего называют район Междуречья.   Но, как бы то ни было, очевидно, что человек  изнутри лишил себя Рая, и возвратиться в Рай ногами невозможно. Чтобы, находясь в Раю, принять   Рай в себя и насладиться им, НАДО ВЕРНУТЬ СЕБЕ  ЧИСТУЮ РАЙСКУЮ ДУШУ.

Неужели слова Бога «смертию умрете» были   неправдой? А первые райские, только что созданные люди не знали вкуса зла и были полностью, абсолютно безгрешны. (Если ни разу не обжегся, не сможешь почувствовать, что означает слово «горячо».) Души первых людей пребывали в невозмутимом мире, радостном покое, светлой свободе от страстей. Совершенная безгрешная душа первых людей облекалась телесной оболочкой, душа влияла на тело, и всему организму, всей материи также сообщалась совершенная чистота и вместе с Чистотой нетление, неповреждаемость, вечная юность. То есть первые райские люди не старели и не могли умереть.

Многие могут возразить: «А как же ураганы, мороз, зной, вирусы, микробы, яды, дикие звери?» Вот столкнулся бы с этим райский человек, и результатом была бы смерть?.. Но дело в том, что зной и мороз, яды и звери не опасны, это мы ослаблены грехом и, сталкиваясь со всем этим, разрушаемся. Ведь взаимодействуем мы с миром неправильно. Живя по хотению своего «я», мы действуем наперекор Божьему порядку, как автомобилист в потоке уличного движения, едущий наперекор дорожным правилам.

А сияющая чистота райских душ и состояла именно в том, что в них, в этих душах, главное место не было занято никаким кумиром: ни свое «я», ни богатство, ни жажда власти не были их идолом. Всей душой они ощущали, что настоящий центр мира - Бог, и видели место и назначение всего окружающего и согласно могли со всем взаимодействовать.

Человек был в дружбе с природными стихиями, растениями, животными, птицами, рыбами. Кстати, это радостное состояние невражды, неборьбы и называется словом «смирение». И весь первый человек: его душа и его тело - весь он был храмом, домом, достойным того, чтобы в нем жил Бог. Во взгляде, голосе, движениях, словах, поступках Адама и Евы можно было ощутить Божью благость, любовь, красоту, Его величие и совершенство.

Можно догадаться и о том, что именно смирение, гармоничное, непротиворечивое соединение с Божьим порядком в мире делало здоровье людей неуязвимым, организм нестареющим и нетленным.

Так неужели слова Бога «смертию умрете» были неправдой, ведь, съев плод, Адам и Ева не упали тут же замертво?

Таким образом «смертию умрете» означает п­реход из высшего качества в низшее качество, из высшего мира - в низший, из высшего измерения, более сложного и прекрасного - в более примитивное. Откусили Адам и Ева запретного плода и мертвыми не упали, но перешли в новое качество. Теперь им уже невозможно даже представить рай, невозможно никакими силами души вспомнить, что он такое. После того, как Адам и Ева отведали грех, человечество стало таким, каким мы его знаем. Все вокруг нас рождается и умирает, но другого, качественно более высшего мы представить не можем. Мы стали как бы треугольниками и квадратами, «живущими» только в плоскости, которым никогда-никогда «не представить» себе ни объемного пространства, ни что такое куб. Но из этого есть выход.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz